Смекни!
smekni.com

Антимонопольное регулирование в системе обязательного медицинского страхования (стр. 2 из 3)

В качестве второго аргумента антимонопольным управлением приводилась ссылка на Закон о медицинском страховании определяющий, что страховая медицинская организация является хозяйствующим субъектом и в случае выступления Фонда в качестве страховщика он так же автоматически становится хозяйствующим субъектом на рынке страховых услуг, где товаром является услуга по обязательному медицинскому страхованию, которая оказывается территориальным фондом и страховой медицинской организацией за деньги – отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование. Данная точка зрения была так же поддержана Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (в настоящее время Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации) в своем разъяснении по данному вопросу. Таким образом, сложилась ситуация, когда две федеральных органа так же заняли противоположные позиции по существу спора. Однако, с данным аргументом антимонопольного управления так же нельзя согласиться.

Взнос на обязательное медицинское страхование - это обязательный платеж взимаемый с работодателя (органа исполнительной власти) и по своей обязательности приравненный к налоговому платежу (Налоговый кодекс Российской Федерации в настоящее время включает данный платеж в состав единого социального налога).

Нормативными актами четко установлены организационно-правовые формы, задачи и функции территориальных фондов и страховых медицинских организаций, являющихся разными самостоятельными юридическими лицами. Попытка произвести их смешение, подменить одно другим является надуманной и ошибочной.

Статья 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность как: "самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг", что не применимо к территориальному фонду обязательного медицинского страхования.

Как сказано в преамбуле Закона о медицинском страховании, настоящий Закон обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь...оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Таким образом, обязательное медицинское страхование не предмет купли-продажи (обмена) и не услуга, а реализация конституционного права гражданина на получение бесплатной медицинской помощи. Действительно, даже если встать на точку зрения антимонопольного управления и распространить на Фонд нормы права, регулирующие деятельность страховых медицинских организаций, то мы увидим, что в соответствии со статьей 15 Закона о медицинском страховании деятельность по обязательному медицинскому страхованию осуществляется на некоммерческой основе и следовательно даже, осуществляя страхование граждан, Фонд не подпадает под понятие хозяйствующего субъекта в контексте Закона о конкуренции и статьи 2 Гражданского Кодекса. Попытка перенести на Фонд положения регулирующие порядок формирования резервов и различных фондов страховой медицинской организации (так же в качестве попытки представить Фонд хозяйствующим субъектом) является совершенно беспочвенной, так как данные положения справедливы только для страховой компании и не могут применяться территориальным фондом опять же в силу различий их организационно-правовой формы.

Ели же более глубоко рассматривать вопрос о конкуренции, то Фонд физически не может выступать конкурентом страховых медицинских организаций, так как постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. №4543-1 филиалам территориальных фондов разрешено осуществлять обязательное медицинское страхование граждан лишь в случае отсутствия на соответствующих территориях страховых медицинских организаций. Телеграммой Федерального фонда обязательного медицинского страхования (согласованной с Росстрахнадзором) был сохранен существующий порядок осуществления обязательного медицинского страхования (до принятия Федерального законодательного акта) в соответствии с принятыми нормативными документами. Таким образом, деятельность Фонда по обязательному медицинскому страхованию граждан осуществлялась в тех районах области, где нет страховых медицинских организаций. Отметим, что, имея лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования на всей территории Курской области, страховые медицинские организации работали только в двух городах. Со страхователями, расположенными в данных городах, у Фонда не имелось заключенных договоров обязательного медицинского страхования.

К сожалению в вопросе о правомерности осуществления территориальными фондами страхования, необходимость наличия в этом случае лицензии на осуществление страхования не имеется единой точки зрения. В частности, в решении суда первой инстанции, которым действия антимонопольного управления были признаны неправомерными вместе с тем указывалось, что Фонд, осуществляя страхование, вышел за пределы своей специальной правоспособности, а вышеназванная телеграмма Федерального фонда обязательного медицинского страхования издана им с превышением своих полномочий.

Требуется особо обратить внимание, что Росстрахнадзор, осуществляющий выдачу лицензий на осуществление обязательного медицинского страхования, признает правомерным осуществление обязательного медицинского страхования территориальными фондами без лицензии (телеграмма согласована с Росстрахнадзором).

Рассматривая аспекты деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования в системной взаимосвязи отметим, что и на осуществление финансово-кредитной деятельности фондам не требуется лицензии Центрального Банка Российской Федерации (соответствующее разъяснение Центрального Банка Российской Федерации от 23.03.94 г. №15-4-2\630).

В соответствии с Положением, основными задачами территориального фонда обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

2) обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования.

В том случае, если, по какой-либо причине на территории не созданы страховые медицинские организации или их деятельность не охватывает население субъекта Российской Федерации в полном объеме, то по нашему мнению, именно на территориальном фонде лежит обязанность по обеспечению социальной справедливости в данном вопросе, в свете выполнения вышеназванных основных задач. Ведь помимо филиала территориального фонда гражданам просто негде будет получить страховой медицинский полис и в данном случае конституционные права граждан будут нарушены, что вряд ли служит интересам государственной политики в области обязательного медицинского страхования, чья реализация возложена на территориальные фонды.

В свете вышеизложенного, показательным является то, что Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассматривая кассационную жалобу антимонопольного управления в мотивировочной части постановления, обосновывающей отказ в удовлетворении жалобы указывает, что: «Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. разрешено филиалам территориальных фондов на 1993 год при отсутствии страховых медицинских организаций в регионе осуществлять обязательное медицинское страхование граждан. Телеграммой Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.04.94 г. №7601 эти действия разрешено осуществлять и в последующие годы». Тем самым вышестоящая судебная инстанция признает правомерным осуществление Фондом обязательного медицинского страхования граждан.

В судебных актах всех трех инстанций так же указывалось, что услуги по обязательному медицинскому страхованию граждан по приведенным выше основаниям не подпадают под понятие «товар», а некоммерческая деятельность Фонда не подпадает под параметры «хозяйствующего субъекта». Так же судом принят во внимание факт, что осуществление обязательного медицинского страхования за деньги (страховые взносы) не является неразрывной причиной и следствием, так как у плательщика нет выбора - платить или не платить страховые взносы, а отсутствие договора страхования не освобождает организацию от обязанности внесения данных платежей.

В судебных актах так же было отражено, что условия заключения договоров страхования как и тарифы страховых взносов одинаковы независимо от того с кем (Фондом или страховой медицинское организацией) заключен такой договор.

Не смотря на кажущуюся специфичность данного вопроса он не лишен своей актуальности. Как уже говорилось большинство территориальных фондов осуществляют функции страховщика. Следовательно, не исключено, что аналогичные вопросы могут возникать и в других субъектах Российской Федерации.

Как следует из вышеизложенного, позиция о нераспространении на территориальный фонд норм антимонопольного законодательства является соответствующей действующему законодательству, что впрочем подтверждается вступившими в законную силу указанными судебными актами.