Смекни!
smekni.com

Расследование убийств (стр. 4 из 10)

Существуют категории людей, которые чаще других оказываются в опасной ситуации. Перечислим их в порядке убывания степени виктимности.

Прежде всего, это лица с грубым, вызывающим поведением, легко вступающие в ссоры, склонные к легкомысленным знакомствам и шумным развлечениям, хулиганским выходкам, употребляющие алкоголь и (или) наркотики. Они чаще всего бывают жертвами так называемых безмотивных убийств: убийств в драке, в результате случайного конфликта.

К другой категории можно отнести людей, конфликтующих в супружеских, семейных, любовных отношениях. Частыми мотивами при совершении таких убийств являются месть, ревность, измена и т.п.

Особой категорией потерпевших являются лица, наименее защищенные физически и морально. Это подростки, дети, в том числе новорожденные, а также люди пожилого возраста. Причиной убийств этих лиц могут явиться корыстные побуждения, хулиганские действия, сексуальные домогательства, а в отношении пожилых людей побудительной причиной убийств чаще всего являются завладение их имуществом или месть.

К еще одной категории можно причислить людей, в обязанности которых входит охрана общественного порядка, материальных ценностей. Это работники органов внутренних дел, органов безопасности, службы охраны, сторожа, инкассаторы и т.д. Для этой категории наиболее частой ситуацией является убийство при завладении имуществом или при предотвращении нарушений общественного порядка.

В отдельную группу следует включить лиц, занимающихся нелегальной, иногда противозаконной деятельностью, а также крупным бизнесом и политикой. Первые становятся жертвами в ходе «разборок» группировок, членами которых они являются, за разделы рынков и сфер влияния, в связи с неисполнением финансовых и иных обязательств, а также из – за корыстных посягательств на их имущество. Другие погибают в результате активности их политической линии, когда противоборствующим силам выгодно исчезновение, уход с политической арены данного политического деятеля, а также в результате действий психически неуравновешенных или неполноценных лиц.

Значимость тех или иных данных для криминалистической информации соответствующего вида преступления, естественно, неодинакова. В одних случаях наибольшее криминалистическое значение имеют данные о возрасте, личных и межличностных связях, в других – об образе жизни, ценностных ориентациях, в - третьих – о физических и психических особенностях. Соответственно, для выбора наиболее подходящих методов расследования разных видов преступлений обычно используются различные криминалистические данные о личностях потерпевших.

В криминалистическом изучении личности потерпевших наметилось два направления. Одно имеет ввиду собирание и изучение данных о личности потерпевшего, уже известного следователю, крайне важных для должной оценки происшедшего, уяснения круга лиц, виновных в преступном деянии (при неизвестном преступнике). Другое – собирание и изучение информации, необходимой для установления неопознанных или еще неизвестных потерпевших и построения версий о неустановленных преступниках.

Как показывает криминалистическая практика – наиболее типичный портрет «бытового» убийцы – мужчина в возрасте от 18 до 50 лет, злоупотребляет алкогольными напитками или наркотиками, отличается антиобщественным поведением, грубостью, жестокостью, нередко повышенной половой возбудимостью и неуважительным отношением к женщинам, ранее как правило привлекался к уголовной ответственности. Среди таких убийц нередки случаи психических заболеваний, часто в ходе следствия выясняется, что они нуждаются в лечении от алкоголизма или полинаркомании. Эта характеристика справедлива для большинства случаев бытовых очевидных убийств, а также некоторых случаев уличных корыстных убийств.

Гораздо сложнее обстоит дело с нетипичными убийцами. К таковым могут быть отнесены так называемые «серийные» и «профессиональные» убийцы.

Для убийц, совершающих неоднократные убийства («серии»), специфичен невысокий интеллектуальный уровень, наличие неярко выраженной патологии, склонность к садизму и иным половым извращениям, которые они и реализуют при совершении преступлений. При совершении таких убийств они, как правило, используют однотипные для своей «серии» методы при подборе жертв, способах совершения убийств и способах их сокрытия.

Особенно трудны могут быть для расследования случаи действий профессиональных убийц, прошедших специальную подготовку в ходе воинской или иной специальной службы и обладающих высокоразвитыми интеллектуальными способностями, знаниями в области криминалистики. Именно из таких лиц осуществляется подбор исполнителей в случаях необходимости совершения так называемых заказных убийств, т.е. убийств, совершенных по найму конкретного лица или преступной организации.. такие же лица совершают политические убийства (террористические акты). Естественно, что для них характерно оставление минимума следов преступной деятельности. Однако, как известно, не бывает преступлений, не оставляющих следов. И при умелых профессиональных действиях следователя и всегда можно выявить и зафиксировать должным образом.

2. Типовые следственные ситуации и версии

В соответствии с уголовно-процессуальным законом следователь принимает решения о начале следствия и о производстве следственных действий. В моменты принятия такого решения следователь оценивает создавшуюся следственную ситуацию с учетом существующей обстановки расследования. Типовые ситуации расследования – наиболее часто встречающиеся на практике следственные обстановки, предопределяющие особенности методики расследования (типовые следственные версии, типовые задачи, а также методы и средства их решения)[4].

Рассматривая конкретную ситуацию, следователь использует знания о способах решения типовых задач, модернизируя их с учетом реальности. Момент оценки следственной ситуации возникает в двух предусмотренных законом случаях – при подготовке принятия решения о направлении расследования и о проведении следственных действий. Индивидуальная следственная ситуация как состояние расследования определяется соотношением имеющейся и отсутствующей информации, существующих доказательств и вспомогательной информации об убийстве, данных о силах, средствах и возможностях самого следователя, об условиях окружающей среды и т.д.

Ситуация 1 – убийство очевидное (открытое), убийца задержан и личность его известна. Иногда в вначале расследования бывают неясными подлинные цель и мотив, а иногда и форма вины. Могут быть не установленными и соучастники. Бывает, что неясно сначала, являются ли действия, причинившие смерть, противоправными (например, при необходимой обороне).

Ситуация 2 – совершено тайное убийство, без сокрытия трупа, без инсценировки, обнаруженное сразу или вскоре после убийства. Благоприятные возможности для поиска и изъятия следов, фиксации свидетельских показаний, т.е. все необходимое для успешного расследования. Убийца неизвестен. Есть возможности для организации розыскных действий по преследованию и задержанию убийцы. Поэтому типовые версии в подобной ситуации – это версии о личности убийцы (или о круге подозреваемых), версии о возможных мотивах и розыскные версии о местонахождении скрывающегося преступника.

Для выдвижения версий могут быть использованы результаты анализа уголовных дел, которые показывают, что: умышленные убийства мужчин в возрасте до 21 года вне жилья совершены их нетрезвыми знакомыми во время сведения личных счетов, ссор или драк; умышленные убийства мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет в жилых помещениях и возле них совершены их отцами, отчимами либо сожителями их матерей; 75% убийств лиц мужского пола в возрасте от 23 в местах массового отдыха совершены мужчинами в возрасте от 17 до 22 лет (чаще всего знакомыми потерпевших), проживающими до 1,5 км от места происшествия; более 50% убийств женщин в возрасте от 28 до 57 лет вне жилищ совершено пьяными мужьями или любовниками по мотивам, связанным с интимной жизнью.

Ситуация 3 – убийство тайное. Недавнее, но неясен его механизм. Труп, обнаружен, личность жертвы установлена. Имеются данные, указывающие на самоубийство (или несчастный случай, или смерть от естественных причин), но имеются подозрения о возможной инсценировке для сокрытия убийства. Данная ситуация налицо и тогда, когда предполагаемая инсценировка предпринята не для сокрытия убийства, а для сокрытия его подлинного мотива и, следовательно, подлинного убийцы. В подобной ситуации строятся версии о механизме расследуемого события. После подтверждения версии убийства выдвигаются версии о мотиве и личности убийцы.

Ситуация 4 – тайное убийство, в результате которого дело возбуждено по факту обнаружения неопознанного трупа. Повреждения на трупе указывают на убийство, но обезображен настолько, что опознание его по признакам внешности затруднительно. В подобных ситуациях, прежде всего, строятся и проверяются версии о личности жертвы.

Ситуация 5 – убийство тайное и давнее, но предположительное, ибо обнаружены останки – череп и кости с остатками одежды, причина смерти неизвестна (в начале расследования), и можно предполагать как убийство, так и иные причины смерти. Личность жертвы также чаще не известна, и поэтому в начале расследования строятся и проверяются версии о личности потерпевшего и о сущности события.

Ситуация 6 – тайное убийство, сопровождавшееся расчленением трупа на части и сокрытием этих частей. Из всех элементов преступления известны лишь способ сокрытия убийства и место обнаружения частей трупа. Прежде всего конструируются и проверяются версии о «механизме» убийства и о личности жертвы. При установлении личности жертвы изучаются и версии о лицах, которым было необходимо не только совершить убийство, но и скрыть его, опасаясь неминуемого разоблачения.