Смекни!
smekni.com

Субъекты конституционного права на примере Конституции Российской Федерации. Перспективы развития (стр. 8 из 9)

Но логика нового международного права находится в противоречии с логикой границ. Новое право в поисках сторонников - тех, кто верит в гуманистические ценности и действует во имя гуманизации политической, юридической и экономической систем - начиная с местного уровня и кончая уровнем ООН, и их действия узаконены Всеобщей декларацией прав человека.

2. Право самоопределения. Кто такие “народы”?

Заключительный Хельсинский Акт СБСЕ включает принципы нового международного права - это принципы 7 и 8 - и пытается согласовать их с принципами внутригосударственного права, в частности, с правом территориальной целостности. Такое “согласование” следует основывать на следующих принципах:

1) первичность международно признанных прав человека относительно прав государства;

2) мирное разрешение споров;

3) запрет на применение силы;

4) планетарное гражданство;

5) международно-наднациональная власть;

6) активное вмешательство во внутренние дела;

7) коллективная социальная и экономическая международная безопасность;

8) демократия, как внутренняя, так и внешняя;

9) равенство всех народов.

Субъектом самоопределения является народ - как отличный от государства субъект. На основании многофакторного определения народа, данного в докладе ЮНЕСКО, можно выделить два ключевых элемента, отличающих народ, в частности, от того типа человеческой общности, которая в документах ООН называется “коренным населением”. Это: наличие общего культурного наследия (патримонии) и наличие политической программы, реализация которой включает достижение экстенсивной территориальной автономии.

3. Понятие права на самоопределение

Принцип самоопределения народов санкционирован статьями 1, параграф 2, 55 и 76 Устава ООН. Этот “принцип” стал “правами человека”, формально признаваемыми для всех народов, благодаря идентичной статье 1 в обоих Пактах о правах человека 1966 г. Право на самоопределение признано также ст.20 Африканский Хартии о правах человека и правах народов, которая вступила в силу в 1986 г. Это же право подтверждается в принципе 8 Хельсинского Заключительного Акта и в ст.1, параграф 2. Декларация о праве на развитие (“Право человека на развитие предполагает и полную реализацию права самоопределения”). Важный неправительственный документ, Всеобщая декларация прав народов (Алжирская хартия, 1976) также утверждает, что “каждый народ имеет неотъемлемое и неприкосновенное право на самоопределение”.

Право на самоопределение носит двоякий характер, внешний и внутренней. Внутреннее самоопределение - это право народа свободно, т.е. демократическими методами и без внешнего вмешательства, определять свой политический и экономический режим внутри государства. Внешнее самоопределение - это право народа свободно, т.е. демократически и без внешнего или внутреннего вмешательства того государства, частью которого он является, определять форму своей политической независимости в системе международных отношений: или создавать новое государство, или присоединиться, на федеративной или конфедеративной основе, к другому пред-существующему государству. За исключением случаев “не самоуправляемых народов и территорий”, самоопределение связано с изменением границ, что, согласно старому международному праву, есть нарушение территориальной целостности государства.

Требование самоопределения, в особенности внешнего, есть также причина для вооруженного конфликта. Обычно первым ответом - пред-существующего государства бывают репрессии по отношению к народному движению, а третьи государства занимают позицию невмешательства. Далее, в большинстве случаев, внутренний конфликт стремится стать интернациональным. А международная система, за исключением вышеупомянутых случаев деколонизации, пока не готова к мирному урегулированию процессов самоопределения. Фактически международное право признает право на самоопределение, но без должной разработки адекватной системы воздействия, аналогичной хотя бы той, что предусмотрена применительно к индивидуальным правам человека.

4. Мирное использование права на самоопределение

Право на самоопределение есть “революционное” право - как потому, что ведет к структурным геополитическим изменениям, так и потому что народ должен отстаивать свой правовой и политический статус субъекта, отличный от государства. Право на самоопределение имеет вечную потенциальность, и народ всегда имеет право на внешние и внутренние изменения. И тот факт, что в Заключительных Документах конференций СБСЕ по человеческому измерению в Мадриде, Копенгагене и Москве не дано каких-либо разъяснений относящихся к самоопределению принципа 7 СБСЕ, говорит и о революционном характере этого права, и о нежелании государств затрагивать эту ключевую проблему.

Сперва же зададимся вопросом: действительно ли полезны или даже желательны процессы самоопределения, если при нынешней международной системе они вначале приводят к вооруженным конфликтам, а в конце - к созданию новых суверенных вооруженных государств, что опять-таки приводит к возрастанию опасности новых вооруженных конфликтов. Несмотря на всю демократическую сложность проблемы, ответ должен быть утвердительным по четырем причинам:

1) право на самоопределение является международно признанным;

2) во всем мире усиливается поддержка этого права;

3) репрессии - ответ не приемлемый ни в правовом, ни в моральном плане;

4) применяемое в полном объеме новое международное право позволяет найти адекватные решения.

Необходимы особые средства поддержки этого права, чтобы оно осуществлялось мирным путем. Эта доработка не может ограничиваться средствами типа “коллективных обращений” в Комитеты ООН и в международный суд, а должно привести к созданию приемлемой системы международной безопасности. Совместно должны быть рассмотрены такие факторы, как политическая независимость, разоружение, интеграция, международная социальная и экономическая безопасность. Должны быть соблюдены следующие условия:

1) непосредственное и явное обращение к международному праву;

2) признание власти наднациональных органов ООН и соответствующих региональных институтов;

3) отказ от использования силы, применение исключительно инструментов демократии: соглашений, референдума, плебисцита, выборов;

4) уважение прав человека, в особенности, прав меньшинств;

5) демилитаризация потенциальной территориальной единицы;

6) демократическая конституция; признающая приоритет гуманистического международного права;

7) включение в систему международной интеграции.

Международное сообщество, настаивая на соблюдении этих условий, в свою очередь обязано:

1) на территории, где существует проблема самоопределения, должна быть оперативно размещена наднациональная структура, гарантирующая:

а) мониторинг,

б) наблюдение над процессом народного волеизъявления,

в) если необходимо, силы ненасильственного разъединения;

2) создание механизмов коллективной безопасности под контролем ООН и европейских институтов;

3) федеральная трансформация пред-существовавших региональных институтов интеграции, частью которых в скором времени может стать новая территориальная единица;

4) демократизация международных институтов (ООН, СБСЕ, Совет Европы и т.п.) посредством форм прямой легимитизации и народного политического представительства в международном процессе принятия решений.

На европейском уровне это требует от СБСЕ, Европейского Сообщества и Совета Европы скорейшего создания панъевропейского Агентства по делам самоопределения и национальных меньшинств. А независимые организации должны в рамках своих средств способствовать распространению подхода “права человека и демократия” также и на процессы самоопределения.

5. Права меньшинств

Международное право не признает прав меньшинств как коллективного субъекта, но только некоторые особые права принадлежащих к меньшинству отдельных лиц. Наиболее важная норма содержится в ст.27 Пакта о гражданских и политических правах. Формально признанными правами членов меньшинств являются: культурные права, права, относящиеся к религиозной практике и использованию языка, и не содержат указания на территориальную автономию. При этом часто забывают отметить, что в случае меньшинств нарушаются многочисленные другие признанные права человека.

Проблема и в том, что во многих случаях трудно провести границы между меньшинством и народом. Между тем это ключевой вопрос, ибо будь меньшинство народом, оно автоматически приобретает право на самоопределение как коллективный субъект. Наиболее приемлемое официальное определение меньшинства дано в специальном документе подкомиссии ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, согласно которому меньшинство - это численно меньшая часть населения, обладающая отличными от большей части этническими или религиозными признаками и обнаруживающая, пусть даже и в неявной форме, стремление сохранить культуру, традиции, религию и язык.

Проблема меньшинств усложняется и потому, что так называемое меньшинство в одном государстве может идентифицировать себя с народом - большинством в другом. В таких случаях меньшинство, кроме требования защиты от дискриминации в более или менее явной форме выдвигает еще и требование территориальной автономии или даже самоопределения.