Смекни!
smekni.com

Конституционное право: адвокатура и прокуратура (стр. 3 из 6)

Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об административном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

§ 2. Адвокатура.

В постсоветский период организации и деятельности адвокатуры посвящался ряд законопроектов. Последний из них - проект федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" - был внесен Президентом РФ и принят Государственной Думой в третьем чтении 26 апреля 2002 г. Закон предписывал создать с 1 июля 2002 г. региональные адвокатские палаты и Федеральную палату адвокатов.

Юридической помощью является война за права с использованием всех незапрещенных законом средств и способов защиты.

Право на юридическую помощь носит всеобщий характер и принадлежит каждому.

В современных условиях адвокат содействует возрождающемуся предпринимательству, оказывает юридическую помощь субъектам российского бизнеса. Порядочный и опытный адвокат помогает предпринимательству выжить, противостоять противоправным действиям и решениям. Cвобода экономической деятельности - основа конституционного строя России, и каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности (ст. 8, 34 Конституции РФ).

В постановлении от 23 декабря 1999 г. Конституционный суд РФ отметил, что на адвокатов «возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации.

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность адвокатов не является предпринимательством или какой-либо иной незапрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли».

Ликвидация самоуправляемых коллегий адвокатов неизбежно ограничивает право на юридическую помощь, хотя согласно Конституции РФ это право не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56).

Отношение нового закона к кадрам адвокатуры несовместимо с установленной компетенцией государственных органов. Гарантируя право каждого на квалифицированную юридическую помощь, Конституция предусматривает защиту прав человека и указывает, что кадры адвокатуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 48, пп. "б" и "л" части 1 ст. 72). К сожалению, новый закон потребности субъектов РФ в кадрах адвокатуры не учитывает.

Согласно закону адвокатура является институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3). В действительности же устанавливается, в какие объединения надлежит вступать адвокатам, кто определяет внутреннюю жизнь адвокатуры. Игнорируется, что гражданское общество по команде государства не создается.

Вместо самоуправляемых коллегий адвокатов предписывается учреждение региональных палат и Федеральной палаты адвокатов с приобретением узкой группой лиц широчайших властных полномочий. И это при том, что предусмотренное статьями 3 (ч. 4), 13 (ч. 4), 19 и 30 (ч. 1) Конституции РФ право на объединение препятствует узурпации власти государством, одним человеком или группой лиц

Согласно закону, «адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия адвокатов» (ч. 2 ст. 3). Но если это так, то органы адвокатского самоуправления вправе решать многие вопросы в своих уставах. Свобода деятельности адвокатуры заключается и в том, что ей обеспечивается самостоятельность в принятии уставов.

Предусматриваются же положения, не противоречащие настоящему федеральному закону и иным федеральным законам" (ч. 5 ст. 22). Таким образом, важнейшие вопросы - приема в коллегию, исключение из ее состава и дисциплинарной ответственности - коллегии адвокатов решать не могут.

Отказ от дозволительного порядка организации и деятельности адвокатуры предполагает сокращение числа государственных актов. Их избыточность не менее вредна, чем пробелы в праве. Решая вопросы адвокатуры, необходимо избегать зарегулированности, четко выделять зоны, свободные от государственного регулирования. К тому же далеко не все общественные отношения подвластны такому регулированию.

Кроме права существуют, конечно, и иные социальные регуляторы поведения людей. Зарегулированность ограничивает различные формы самоуправления. Нельзя не учитывать и того, что люди охотнее выполняют собственные решения и действуют тем энергичнее, чем больше они могут проявить самостоятельности. Думается, закон должен регулировать в основном отношения адвокатов с доверителями, государственными органами и органами местного самоуправления. Что же касается внутренней жизни адвокатуры, то ее с успехом могут определять внутриорганизационные корпоративные нормы. Степень свободы и независимости адвокатуры является мерой демократизации общества, а поэтому в условиях подлинного самоуправления вполне возможен отказ от скрупулезной юридической регламентации государством организации адвокатуры.

В Законе предусмотрено образование общегосударственного адвокатского органа- Федеральной адвокатской палаты РФ, основной функцией которой является представление интересов адвокатского сообщества с государственными органами и третьими лицами, координации деятельности адвокатских палат, а также обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная адвокатская палата РФ (ФАП РФ) является некоммерческой организацией и подлежит государственной регистрации в соответствии с установленным порядком. Необходимо отметить, что строгой иерархии в отношениях между ФАП РФ и Адвокатскими палатами субъектов РФ не наблюдается; основной функцией ФАП РФ по отношению к региональным адвокатским палатам, как уже упоминалось выше, является координация их действий (п.2 ст.35 Закона об адвокатуре). Высшим органом управления ФАП РФ является Всероссийский съезд адвокатов, в компетенцию которого входит решение важнейших внутренних вопросов Палаты (таких как утверждение Устава, сметы расходов Палаты, формирование иных органов Палаты и т.п.) [3].

Наиболее интересным вопросом, входящим в компетенцию Всероссийского съезда адвокатов ФАП РФ, является принятие кодекса профессиональной этики адвоката, обязательного для исполнения каждым адвокатом (справедливости ради следует отметить, что нарушение положений указанного кодекса для адвоката никакой ответственности не влечет). Коллегиальным исполнительным органом ФАП РФ выступает Совет, осуществляющий непосредственные функции Палаты, а также избирающий из своего состава Президента Палаты. Совет избирается Всероссийским съездом адвокатов в количестве 36 человек. Наконец, ФАП РФ имеет в своем составе также Ревизионную комиссию, призванную осуществлять контроль за использованием имущества ФАП РФ.

Основным структурным звеном системы адвокатуры в РФ будет являться Адвокатская палата субъекта РФ (далее по тексту . АП), призванным заменить привычные региональные коллегии адвокатов. В отличие от Положения об адвокатуре в РСФСР,

Закон не допускает образование на территории одного субъекта РФ нескольких Палат, а также формирование межрегиональных Палат. Тем не менее, адвокаты всех ныне существующих коллегий могут без сдачи квалификационных экзаменов войти в состав вновь образуемых АП. Открытие структурных подразделений, филиалов и представительств АП одного субъекта РФ на территории другого не допускается.

В соответствии с п.1 ст.29 Закона АП является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. АП обладает статусом юридического лица и отвечает всем установленным для юридических лиц признакам. Примечательно, что АП, равно как и ФАП РФ, не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Основные задачи АП аналогичны задачам ФАП РФ, основное различие состоит лишь в территории, на которую распространяется компетенция АП. В составе АП действуют следующие органы: Собрание (конференция) адвокатов; Совет адвокатской палаты; Президент адвокатской палаты; Ревизионная и Квалификационная комиссии. Функции первых 4-х органов в целом идентичны функциям ФАП РФ, поэтому подробно останавливаться на них я не буду. В компетенцию Квалификационной комиссии АП входит прием квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Следует отметить, что образование квалификационной комиссии является существенным и прогрессивным нововведением Закона об адвокатуре. В соответствии с Положением об адвокатуре в РСФСР, для получения статуса адвоката претенденту не требовалось подтверждать свои знания путем сдачи квалификационного экзамена; основанием для приема в адвокатуру являлась лишь подача соответствующего заявления при наличии высшего юридического образование и стажа работы по юридической специальности не менее 2-х лет. В соответствии с п.1 ст.12 Закона, присвоение статуса адвоката также производится по решению Квалификационной комиссии АП. Наконец, основным звеном системы адвокатуры будут являться так называемые адвокатские образования, в задачи которых и будет входить непосредственное оказание юридической помощи гражданам и организациям.