Смекни!
smekni.com

Обязательственное право средневекового Китая (стр. 2 из 2)

Сделки по продаже земли, недвижимости, рабов и скота регистрировались органами государственной власти, со сделки взимался налог. Регистрация сделки в местной администрации означала, что сделка завершена. При династии Тан также происходили регистрации сделок, но остаётся неясным, брался ли при этом налог. При Сун купчие скреплялись в местной администрации казёной печатью и налог взимался в размере 40-60 монет с тысячи.

Как было упомянуто ранее, при продаже земли первыми на её покупку имели право родственники и соседи продавца. Кодекс Сун устанавливал: «Вначале спрашивают родственников (фан цинь), если родственники не желают покупать, то затем вторыми спрашивают соседей (сы линь), если не желают покупать и они, то право на это получают посторонние лица (та жэнь)». На продажу земли выдавался документ местного управления. При оформлении сделки требовалось, чтобы глава семьи или кто-то старший по поколению или по возрасту из семьи, продающей землю, имел дело непосредственно один против другого с покупателем, «хозяином денег» («цянь чжу»), или с родственником «хозяина денег», или с его доверенным лицом («синь жэнь»), и только эти лица могли подписывать купчую («ците»). Если же младшие члены семьи самоуправно действовали от имени главы семьи и продавали землю, то сделка считалась незаконной и расторгалась, земля и деньги возвращались соответственно главе семьи и покупателю.

Власти были заинтересованы в поступлении поземельного налога, именно поэтому требовалось неукоснительная регистрация каждой сделки на куплю-продажу земли и при регистрации таковой имя продавца вычёркивалось из списков владельцев земли, а имя покупателя в эти списки заносилось. При действии надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела «коуфэньтянь». Всякий, продавший 1 му земли коуфэньтянь, получал в наказание 10 тонких палок, за каждые дополнительные 20 му мера наказания увеличивалась на одну степень и наказание ограничивалось 100 толстыми палками, земля возвращалась первоначальному хозяину, покупная цена конфисковалась и не возвращалась.

При продаже земли оговаривалось, что продаются недра (то, что в земле) и поверхность земли, то, что на поверхности земли (деревья, камни, загоны для скота и т.п.). Позднее право Китая признавало принцип «два хозяина одного поля», когда один из хозяев владел «поверхностью» поля, а второй сохранял права на недра. Купчие на продажу земли включали описание участка, его размеры, местонахождение, указание на покупную цену и её передачу, поручителей и свидетелей.

Закон карал за продажу чужой земли под видом своей. Если кто-то обманом выдавал общественную или частную землю за свою и воровски продавал её, то за продажу 1 му и менее полагалось 50 тонких палок, за каждые последующие 5 му наказание увеличивалось на одну степень, за продажу земли более 25 му полагалось 100 толстых палок; затем мера наказания возрастала за каждые 10 му «проданной обманом» земли и за 55 му устанавливалась максимальная мера наказания за такое преступление – два года каторжных работ.

Купчие на постройки включали дату, имена продавца и покупателя, указание на обстоятельства продажи, описание постройки и прилегающего к ней и продаваемого с ней участка земли, указание на посадки, продаваемые вместе с постройкой, покупную цену, сроки передачи покупной цены продавцу, а недвижимости – покупателю, подписи поручителя и свидетелей.

Был собран большой материал о фактах продажи людей при Тан и Сун. Сохранились сведения о ценах на людей. В 1065 г. во время голода цена на человека упала до стоимости свиньи или собаки. Упоминается цена на рабов – 5, 14, 34, 64 куска шёлка. Молодые женщины ценились дороже: при Тан красивая женщина стоила 300 кусков шёлка, цена на наложницу колебалась в пределах от 140 тыс. до 300 тыс. монет. При продаже людей самым важным было установление того факта, что продаваемый был искони человеком лично-несвободным. При купле-продаже рабов стороны, совершавшие куплю-продажу, должны были пойти в местное управление и составить купчую. Уездные власти должны были осмотреть продаваемого, спросить его, является ли он издавна лично-несвободным человеком, выяснить местонахождение его родителей и составить купчую, при этом передать сведения об этом человеке в Тайфусы (казначейство) на случай его возможных розысков. Обе стороны заверяли купчую, расписывались киноварью, поскольку в том случае, если продаваемые раб или рабыня не окажутся исконе лично-несвободными, чему будут представлены верные свидетели, то хозяин, продавший человека, и посредник-маклер привлекались к ответственности.

Кодекс Тан устанавливал: «При покупке рабов, верблюдов, мулов, ослов, лошадей, быков и коров, если покупная цена уже передана, а купчая не составлена, то по прошествии трёх дней -–покупателю 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень. Если после составления купчей [раб или животное] окажутся старыми или больными, то в течение трёх дней [продавший больного или старого человека или животное] может раскаяться. Если [раб или животное] не заболеют, но имел место обман, то нарушившему совершение торговой сделки в соответствии с законом – 40 тонких палок. Если [раб или животное] уже проданы и покупная цена уже передана полностью, но по прошествии трёх дней после этого купчая не составлена, покупателю – 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень…» и т.д.

Купчая на рабов и скот выдавалась администрацией рынка на основании официального удостоверения на продаваемых рабов и скот, оформленного властями того места, откуда они были доставлены на рынок. Кодекс Тан предусматривал такой случай: покупатель знал, что приобретает рабыню, которая является незаконным приобретением продавца. От этой рабыни родился ребёнок. Такой покупатель с самого начала сознательно нарушал закон. Ребёнок от рабыни не признавался свободным, а рассматривался естественным приростом и вместе с матерью подлежал возврату подлиееому хозяину.

Упоминание о рабах и животных в одних статьях неудивительно; в китайском праве рабы уподоблялись скоту. Например, ребёнок, рождённый рабыней, и жеребёнок, рождённый кобылой, были существами «одной категории», «одного рода» («лэй»). Рабов на невольичьи рынки Китая свозили из всех соседних стран.

Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки («ши») были во всех уездных и окружных городах. По крайней мере при Ранней Тан открытие рынков в городах, не являвшихся административными центрами, было запрещено. На особом положении находились два столичных рынка в Чанъани и Лояне, подчинявшиеся специальным управлениям, а не местным властям и Тайфусы (Казначейству). Окружные и уездные рынки обычно собирались в пределах городских стен, хотя действовали рынки и за стенами городов, в предместьях, часто неофициальные и полуофициальные. Рынок делился на ряды, за их деятельностью следили специально выделенные лица; часто эти лица исполняли свои обязанности в порядке отбывания трудовой повинности.

Каждые десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения («ханы»), контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им. Также администрация рынков оформляла купчие на продажу рабов и скота.

Если при проверке меры объёма доу и ху, меры веса и длины оказывались неравными стандарту, то виновным – 70 толстых палок. Если контролёр не распознал нарушение стандарта, мера наказания уменьшается на одну степень, если же он знал о нарушении стандарта и не пресёк это нарушение, он получал то же наказание, что и нарушитель.

Если продавец использовал не соответсвующие стандартам меры веса и меры длины, и в результате произошёл обвес или обмер, он наказывается как за кражу. Если употребляемые на рынке ху, доу, меры веса и длины хотя и соответствуют установленным стандартам, но не были представлены в управление и не заверены его печатью, виновным – 40 тонких палок.

Наказанием также каралась продажа произведённого недоброкачественного товара. Если прибыль от такой продажи была велика, виновные наказывались как за кражу. Если чиновники-администраторы рынка, чиновники окружной или уездной управы знали о злоупотреблениях, каждый из них получал такое же наказание. Администраторы рынка, которые устанавливали цены на товары, за допущенные при этом злоупотребления наказывались как за незаконное приобретение имущества или как за кражу, если разница в ценах шла не в казну, а в карман данного администратора. Приобретение чего-либо на рынке чиновником силой наказывалось 50 тонкими палками, а полученная при этом прибыль квалифицировалась как взятка с нарушением закона.

С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле. Маклеры часто специализировались по одному виду товара (лошади, рабы, ткани, зерно и т.п.). Делились маклеры на официальнах, признаваемых властями, и частных. Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как правило, продавались при посредничестве маклеров.

Список литературы

1. Кычанов Е.И. «Основы китайского средневекового права» (1986)

2. «История государства и права стран Азии и Африки» (Москва, 1972)