Смекни!
smekni.com

Общие положения о праве собственности (стр. 3 из 5)

Однако при определенных условиях находчик может приобрести на нее право собственности. Это возможно в том случае, когда по истечении шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или орган местного самоуправления осталось неустановленным лицо, управомоченное на получение вещи. При отказе находчика от права собственности на найденную вещь она поступает в муниципальную собственность.

Находка может повлечь для находчика определенные расходы, например, связанные с хранением вещи, ее реализацией, установлением лица, управомоченного на ее получение, и т.п. Если он, понеся эти расходы, возвратил вещь, то вправе требовать их возмещения от того, кому она была возвращена (в соответствующих случаях - от органа местного самоуправления).

Возмещению подлежат не любые, фактические понесенные находчиком расходы, а лишь считающиеся необходимыми (п.1 ст. 229). Указание на необходимые расходы сделано законодателем для того, чтобы исключить возмещение той их части, которые являются излишними или чрезмерными.

Помимо возмещения расходов находчику полагается вознаграждение за находку. Право на получение такого вознаграждения возникает лишь у того, кто надлежащим образом заявил о находке. Находчик, не сделавший заявления или пытавшийся утаить найденное, права на вознаграждение не имеет. Размер вознаграждения может составлять, согласно ст.229 ГК РФ, до 20% от стоимости вещи. Конкретный объем возмещения расходов, связанных с находкой, и размер вознаграждения за нее определяется по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, нашедший обязан сдать ее тому, кто представляет владельца помещения или транспортного средства. После сдачи вещи принявшее ее лицо приобретает права и несет обязанности, предусмотренные законом для того, кто находит вещь. В частности, оно обязано принять меры по обнаружению лица, утратившего вещь, а если это оказывается невозможным, - заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

Вопрос о том, распространяются ли правила о находке на лиц, для которых обнаружение потерянных вещей входит в их служебные обязанности, решен в кодексе положительно. Содержание п.1 ст.227 ГК РФ позволяет предположить, что именно такие лица имеются в виду, когда говорится о вещах, найденных в помещении или на транспорте, хотя прямо об их обязанности обнаруживать потерянные вещи здесь и не упоминается. Подчеркивается лишь, что с момента сдачи им найденной вещи они приобретают права и обязанности лица, нашедшего вещь.

К правилам о находке весьма близки положения кодекса о приобретении права собственности на безнадзорных животных (ст. ст. 230-232).

Кодекс имеет в виду лишь домашних животных, так как только они могут оказаться безнадзорными, и обязывает лицо, задержавшее безнадзорных или пригульных животных, заявить об их обнаружении с соблюдением порядка, аналогичного тому, что установлен для лиц, нашедших утерянную вещь. Аналогично регламентируется и вопрос о приобретении права собственности на таких животных.

В числе имеющихся отличий заслуживает упоминания обязанность воздерживаться от жестокого или ненадлежащего обращения с ними. Нарушение этой обязанности позволяет собственнику искать их возвращения даже по истечения шестимесячного срока, необходимого для приобретения права собственности. Более того, истребование животных, перешедших в установленном порядке в собственность задержавшего их лица, допускается и при отсутствии жестокого обращения с ними, если животное демонстрирует сохранение привязанности к явившемуся прежнему хозяину (п.2 ст.231).

Клад В словаре В.И. Даля клад определяется как деньги, зарытые в землю. Такое же понятие давалось и в дореволюционном гражданском законодательстве России: "Клад (зарытое в земле сокровище) принадлежит владельцу земли" (ст. 430 ч.1 т. Х). Однако клад может находиться не только в земле, но и в других местах - в стене дома, за холстом картины и т.п.

Определение клада, содержавшееся в ГК РСФСР 1964г., перешло без особых изменений в новый кодекс; оно не сводилось лишь к сокрытому в земле, а распространялось и на деньги, и на прочие ценные предметы, как зарытые в земле, так и скрытые другим способом.

Достоинство этого определения заключается не только в том, что оно охватывает любые способы упрятывания ценностей, но и в том, что оно подчеркивает особенности клада:

в отличие от находки кладом считается ценность, намеренно спрятанная, а не выбывшая из владения собственника помимо его воли;

клад - это имущество, собственник которого не может быть установлен (или в силу закона утратил на него право).

Однако, сохранив прежнее определение клада, ГК РФ принципиально изменил подход к установлению последствий его обнаружения. Вместо безусловной обязанности обнаружившего клад лица сдать его финансовым органам государства п.1 ст.233 указывает, что клад поступает в собственность: лица, которому принадлежит имущество, в пределах которого находился клад, и, в равной доли, лица, которое обнаружило клад.

Такое правило диспозитивно. По соглашению между названными лицами соотношение долей может быть изменено. В ГК РФ нашло отражение существовавшее в дореволюционном русском праве положение о недопустимости вести поиски клада на чужой земле: если раскопки или поиски ценностей велись без согласия собственника имущества, где был сокрыт клад, то он целиком подлежит передаче последнему (п.1 ст.233) [ Положения ч.1 т.Х Свода законов Российской Империи применялись не- на всей территории страны; для губерний Черниговской и Полтавской, например, действовали иные нормы, и обнаружение клада на чужой земле без согласия собственника не исключало признания за отыскавшим права на половину найденного, при условии, что обнаружение клада произошло случайно.].

В то же время в ГК РФ 1994г. сохранено, в виде исключения, положение о поступлении клада в собственность государства. Оно действует применительно к обнаружению ценностей, относящихся к памятникам истории и культуры. При этом тому, кто обнаружил клад, и собственнику соответствующего имущества полагается 50% вознаграждение от стоимости клада, распределяемое между ними в равных долях, если иное соотношение они не установят по соглашению между собой.

Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество. Положения ст.219 ГК РФ ввели новое основание возникновения права собственности из числа первоначальных, относящееся к приобретению права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество: "Право собственности на здания, строения, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации".

Основное назначение содержащихся здесь указаний сводится к определению момента, с которого право собственности на новосозданную недвижимость признается возникшим, именно - с момента ее занесения в реестр недвижимых имуществ.

Между тем, само по себе названное основание представляет собой частный случай более общего способа приобретения - присоединения движимой вещи к недвижимости.

В ряду разновидностей присоединения движимой вещи к недвижимой наиболее распространены засев и застройка, причем последняя подвергается обычно наиболее подробному регулированию.

Круг нуждающихся в юридической оценке вопросов, способных возникать в связи с возведением строений, достаточно широк. В него, в частности, входит вопрос о праве собственности на строение, возведенное из чужих материалов на своей земле, либо из своих материалов на чужой земле, либо на своей или чужой земле из материалов, мнимых своими, застройка на границе, разделяющей смежные земельные участки (на меже) и др. Некоторые из этих вопросов получили решение в кодексе применительно к регламентации последствий самовольной постройки (ст.222 ГК РФ), другие - применительно к застройке своего или чужого земельного участка (ст.263, ст.271 ГК РФ).

Переработка.

Соединение движимых вещей может иметь место по различным причинам:

оно может быть произведено лицом с известной тратой сил, труда и средств;

оно может произойти без усилий со стороны какого-либо лица или случайно, без намерения произвести соединение и т.д.

В гражданском обороте случаи такого соединения не такая уж редкость. На автозаправочной станции поставщик горючего по ошибке залил бензин одного сорта в цистерну, где находился бензин другого сорта. Аналогичный случай произошел на зернохранилище, где оказались смешанными пшеница и ячмень, принадлежавшие до смешения разным собственникам. В швейной мастерской употребили для выполнения заказа материал, принадлежавший не заказчику, а другому лицу. Ювелир переплавил серебряный кубок, принятый для ремонта, и изготовил из него набор чайной посуды, и т.п.

Во всех подобного рода случаях имеют место принадлежащие разным собственникам вещи, одна из которых случайно, по ошибке или намеренно входит в состав другой.

Результат может быть трояким:

после соединения вещи сохраняют свою природу и могут быть разделены без ущерба для каждой из них (например, рама и картина);

происходит смешение, в следствие которого вещи становятся неотделимыми одна от другой (зерно разных сортов);

совершается переработка вещей, то есть изготовление новой вещи путем преобразования исходных вещей (материалов).

В кодексе специально урегулирован именно последний случай, когда происходит переработка (спецификация) вещей. Согласно положениям ст. 220 ГК РФ, если одно лицо создает новую вещь из материалов другого лица, то собственником созданной вещи признается собственник материалов, если переработчик и собственник материалов не договорились об ином. Кодекс, однако, исключает диспозитивный подход для тех случаев, когда стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов: если добросовестный переработчик осуществил переработку для себя, то он и признается в таком случае собственником новой вещи (п.1 ст.220 ГК РФ).