Смекни!
smekni.com

Защита прав человека в уголовном судопроизводстве (стр. 1 из 4)

Проблематика прав человека, защиты прав человека в уголовном судопроизводстве, будучи взята отдельно из контекста многих проблем подобного рода, в рамках одной лекции может быть изложена лишь в общем виде. Здесь уместно напомнить, что не только в мире естественном, но и в мире социальном существуют и действуют определенные закономерности. Следует также вспомнить, что социальные системы (это категория, широко применяемая ныне в современных общественных науках и пришедшая из методологии системного подхода) характеризуется очень четкими, строгими закономерностями. Причем, говоря о современных проблемах социального развития, не имеется в виду прибегать к привычным в прошлом постулатах, связанных с так называемым историческим материализмом. Речь идет о том, что как бы то не было, организация и функционирование гражданского общества неизбежно подчиняются определенным нормам, правилам, и отступление от них приводят к негативным для общества последствиям. Имеется в виду, что, если посмотреть на современное общество, социум как систему в том виде глобального общественного организма планеты или общества, представленного какой-то страной, отдельным государством, то окажется, что модель общества, соответствующего современным научным представлениям, всегда включает такие категории как "гражданское общество" (категория еще известная из работ Гегеля, в частности, "Философия права"); "собственность" и, наконец, "правовое государство". О правовом государстве в последнее время говорят все чаще и чаще, хотя надо сразу признать, что указанные в Конституции нормы о том, что Российская Федерация - правовое государство, скорее являются не констатацией определенного состояния, а скорее того, что наша страна идет по пути формирования или строительства такого вида государства. И в связи с этим очень важно вспомнить, что в любом обществе существует определенная иерархия ценностей и целей, в том числе признаваемых самыми важными, самыми высокими. Но как показывает история, система этих ценностей, на основе которых существует общество, страна, меняется радикальным образом. Совсем недавно, около 10 лет тому назад (для истории этот срок более чем незначительный) в нашей стране существовала определенная иерархия ценностей, она существовала не только как нормативно заданная, в том числе в законах, но в первую очередь в политических постулатах, политических декларациях, в которых указывалось, что, прежде всего - это, конечно, интересы общества, государства, и все должны подчинять свои интересы общей цели. Не будем сейчас оценивать эти декларации, история распорядилась ими известным образом, но в то же время надо трезво подходить к оценке той социальной системы, ее ценностей. Если же обратиться к современной Конституции, то это первая реальная Конституция в истории нашего государства, и по ней сейчас живет наша страна. Прежние конституции таковыми по существу не являлись, поскольку это были наборы декларативных положений, к которым никто, кстати, серьезно не относился. В этом смысле и Конституция, принятая 5 декабря 1936 года (так называемая "Сталинская Конституция"), и Конституция, принятая 7 октября 1977 года, представляли собой акты, которые можно уподобить монументам, которые стоят, но на которые никто не обращает внимания. Они не имели значения для реального существования общества, страны, государства.

В ныне действующей Конституции, в статье 2 прямо говорится, что высшей социальной ценностью является человек, его права и свободы. Для юристов, воспитанных в системе прежних правовых представлений, это положение кажется неверным, не выдерживающим критики, далеким от реальностей. Но дело в том, что очень непросто увидеть истину, очень сложно увидеть, что на самом деле представляет тот или иной социальный феномен, социальное явление, поскольку видима только его внешняя сторона. Надо отметить, что современное право, которое существует во всех цивилизованных странах, как раз ориентировано на то, чтобы выше всех социальных ценностей находится человек, его права и свободы, а затем уже идут и такие социальные ценности как государство. История подтвердила, что любой иной подход приводит к тому, что не достигается общее благо, и утрачивается эта высшая социальная ценность - права и свободы человека. И если говорить о современном взгляде на общество как социальную систему, то на самом деле на первом месте оказывается человек, его права и свободы, затем - общество, и потом - государство. Причем в этом ряду государство является не более чем механизмом, не более чем инструментом, которое обеспечивает соблюдение этого первого, основного постулата.

Недавно вышла интересная книга "Между прошлым и будущим" (Издательства "ПИК") - это сборник статей достаточно известных авторов. В этой книге также проводится идея обоснованности этой последовательности ценностей: человек - общество - государство. Причем государство является не более чем механизмом, который обеспечивает надежность, устойчивость, стабильность общества, основанного на этих ценностях. Это можно увидеть и в тексте Конституции, в статье 2, о которой я уже говорил. Там прямо говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Поэтому необходимо сделать вывод о том, что государство в данном случае - это инструмент, это механизм защиты прав и свобод человека. Можно подумать, что это достаточно отвлеченные положения, не имеющие актуального значение для существования конкретного общества в конкретный период истории. Но там, где отступают от этой системы ценностей, там история идет по неверному, странному, трагическому пути, и история подтверждает это. Есть много убедительных примеров этого. Государство как инструмент, механизм защиты прав и свобод человека и представляет государство правовое. А правовое государство, как известно из теории о разделения властей, - это государство, где совершенно четко разделены и отдельно функционируют законодательные, исполнительные и судебные ветви власти. Это может выглядеть общеизвестным, но давайте вспомним, что те государства, которые были представлены тоталитарными режимами, наиболее близкие нам примеры, это бывший Советский Союз, Германия 1933-1945 годов, это как раз государства, которые не имели одной в своей основе этих скреп, и поэтому они не могли называться правовыми. В них не было полноценной, подлинной, реально существующей и хорошо развитой судебной власти. Эти государства и называют тоталитарными. По существу, здесь уместна аналогия весьма условная, но убедительная, и из школьных уроков известно, что самая устойчивая геометрическая фигура, а точнее конструкция - это конструкция, которая имеет три опоры, потому что в геометрии есть такой постулат: через три точки можно провести плоскость и только одну. Поэтому-то какой-то прибор, если он должен быть устойчив, имеет три опоры (геодезический теодолит, например). Конечно, это аналогия весьма отдаленная. Но если есть законодательная, исполнительная и судебная власть, то эта конструкция устойчива, нет какой-то одной опоры, в данном случае судебной власти, нельзя реализовать функцию защиты прав и свобод человека, и вся такая конструкция рушится. И государства, какими бы мощными они не казались, как бы они не претендовали на тысячелетнее процветание, как они не претендовали на то, что они государства будущего, они рушились, и в историческом смысле они оказывались не более чем такими созданиями, как бабочки-однодневки.

Когда мы говорим о независимой судебной власти, как об одной из трех опор, которые совершенно необходимы для стабильности страны, мы должны помнить об еще одном важном обстоятельстве. В социальных системах есть элементы, которые более долговременны и которые менее долговременны в своем существовании. Обращаясь к конкретным примерам, можно видеть, что в США, стране, которая воплощает идею правового государства в современной истории, меняются парламенты, президенты, а судебная власть, которая представлена там в известном смысле бессмертна, т.е. она представлена теми лицами, которые не сменяемы. Обратимся вновь к примеру США: каждые четыре года избирается президент; каждые два года меняется треть Сената; каждые четыре года меняется состав Палаты представителей; а судьи (их всего девять в Верховном Суде США) как приходят, так они остаются несменяемыми, потому что именно устойчивость, стабильность общества, страны и определяется тем, насколько устойчива, стабильна судебная власть; настолько же устойчиво, стабильно государство в целом. Конституция Соединенных Штатов насчитывает 200 с лишним лет, я далек от того, чтобы ее идеализировать, но, тем не менее, это достаточно стабильная основа развития общества, развития правового государства.

Правовое государство, если посмотреть на него с точки зрения конструктивной, это государство, где есть два обязательных элемента: это, во-первых, правовые законы, и, во-вторых, система правосудия, независимая судебная власть. Кстати, совсем в недавнем прошлом мы не очень склонны были искать какой-то глубокий в этом смысл и считали, что закон и право - это одно и тоже. И кстати, если взять прежние работы по теории государства и права, то можно прочитать, что право - это совокупность норм и т.д. Но право - это не совокупность норм или, во всяком случае, не только совокупность норм, оно может лишь воплощаться в совокупности норм. Речь должна идти именно о правовых законах. Кстати, если говорить, что право - это совокупность норм, то правовым государством был и гитлеровский рейх, и советское государство. Но законы этих государств не были правовыми, это были антинародные законы. Кстати, многие юристы об этом ныне забывают или не знают этого или не желают знать. У нас были антирабочие законы, устанавливающие уголовную ответственность за уход с работы, за опоздания на работу; были антикрестьянские законы, которые предусматривали уголовную ответственность за не выработку минимума трудодней и т.д. Законов такого рода было много, но мы же не можем говорить, что это было правовое государство. Таким образом, речь идет о правовых законах, о законах правового государства, потому что законы могут быть и не правовыми.