Смекни!
smekni.com

Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц (стр. 6 из 7)

После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Основным правовым последствием завершения конкурсного производства является освобождение должника от долгов.

Однако следует иметь в виду, что освобождение от долгов имеет практическое значение только в отношении индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 25 ГК РФ ). Что же касается юридических лиц, то они по завершении конкурсного производства ликвидируются. На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направленного органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, оно исключается из государственного реестра юридических лиц. С этого момента юридическое лицо прекращает свое существование.

Мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Благодаря такому мирному урегулированию спора возможно предотвращение ликвидации имущества несостоятельного должника.

Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Оно может состояться лишь в отношении признанных требований кредиторов пятой очереди. Спорные требования, не признанные должником, арбитражным или конкурсным управляющим, не могут быть предметом мирового соглашения.

Закон предусматривает также внесудебные процедуры в отношении несостоятельных должников. Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должнику и кредиторам путем переговоров договариваться либо о продолжении деятельности предприятия-должника, либо о его добровольной ликвидации. Соответственно, результатами внесудебных процедур могут быть:

а) соглашение между кредиторами и должником об отсрочке и (или) рассрочке платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

б) добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм ст. 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделены на две группы: сущностные и внешние. К сущностным отнесены: неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) отнесены: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей связано с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора. Однако существенные и внешние признаки банкротства являются предпосылочными, дающими суду право признать организацию несостоятельной (банкротом), в связи с чем юридически банкротство связано с решением арбитражного суда. Первая правоприменительная практика показала, что порой трудно признать предприятие несостоятельным (банкротом) по первому составу существенных признаков (неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением суммы его обязательств по отношению к имуществу). Как отмечает В. Витрянский, данная формула несостоятельности должника позволяет ему сколь угодно долго "водить за нос" своих кредиторов, создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя средства на свои собственные цели без учета интересов кредиторов [1]. Главное, что он в этих случаях не допускает превышения обязательств над активами, уходя тем самым от признаков банкротства.

При принятии нового ГК РФ законодатель, видимо, пытался учесть это обстоятельство и дал новую формулу несостоятельности (банкротства) юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с которой они по решению суда признаются банкротами, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 25, 65). В то же время в п. 3 ст. 65 ГК указано, что основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Аналогичное положение содержится и в ст. 25 ГК, касающейся несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Таким образом, с одной стороны, в ст. 25 и 65 ГК формула банкротства представлена одним признаком - не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, а с другой - в этих же статьях содержится отсылка к Закону о несостоятельности (банкротстве), когда речь идет об основаниях признания судом этого обстоятельства как юридического факта. А ведь эти основания есть не что иное, как все сущностные и внешние признаки банкротства, указанные в данном Законе.

В итоге проблема легального закрепления понятия и признаков банкротства субъектов хозяйствования не получила своего четкого разрешения. Вследствие этого в арбитражной практике имеют место обращения кредиторов с заявлениями о признании должников банкротами лишь по основаниям, указанным в п. 1 ст. 65 ГК (не в состоянии удовлетворить требования кредиторов).

При формальном подходе можно, как видно, довольствоваться лишь внешними признаками банкротства. И тем не менее в практике арбитражных судов преимущественной является линия на оценку платежеспособности должника по сущностным и внешним признакам, указанным в ст. 1 Закона о банкротстве.

При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса должника, суды применяют критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий": коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Думается, что при внесении изменений и дополнений в Закон о банкротстве или принятии нового закона следовало бы конкретизировать формулу несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, представленную в п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 65 ГК, исключив лишь критерий превышения обязательств должника над его имуществом, который содержится в ст. 1 Закона о банкротстве. При таком положении нельзя будет абстрактный признак несостоятельности (банкротства) должника, указанный в ГК, низводить до формального и единственного критерия оценки его несостоятельности. К сожалению, в проекте нового закона "О банкротстве (несостоятельности)" воспроизводится с терминологическими различиями лишь абстрактная формула банкротства, которая дана в ст. 25, 65 ГК РФ: "под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также обеспечить платежи в бюджет (внебюджетные фонды)" (п. 1 ст. 1). В п. 2 проекта закона указаны признаки внешнего банкротства. Сущностные же признаки банкротства вовсе отсутствуют. При доработке этого закона целесообразно, на наш взгляд, учесть высказанные соображения.

4. Заключение

В результате проведенного нами курсового исследования мы пришли к следующим выводам и заключению. Мы выяснили, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ .

Условия и порядок объявления юридического лица банкротом установлены Законом о банкротстве. В ст. 65 ГК РФ определены лишь основные привила о банкротстве юридических лиц.

Под несостоятельностью (банкротством) юридического лица понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, .услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) юридического лица является приостановление его текущих платежей, неспособность обеспечить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Юридическое лицо может быть признано банкротом как по решению суда, так и в добровольном порядке.Дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица в арбитражном суде является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который формирует состав ликвидационной комиссии и руководит его работой.