Смекни!
smekni.com

Нелегальные рубки и торговля древесиной (стр. 3 из 4)

Такой механизм особенно распространен при вывозе ценных твердолиственных пород. Японская таможенная статистика показывает, что в 1997 году Япония импортировала 363 000 кубометров пиловочника твердолиственных пород (ясень и дуб). В то же время японская Ассоциация лесопереработчиков уточняет, что собственно делового леса в этом объеме было всего 150 000, остальное проведено в отчетности как балансы (pulplogs). Как и в случае с хвойными породами, значительное количество дуба и ясеня показывается заниженным качеством самими японцами для снижения налоговых платежей. Успешно занимаются сортировкой и выборкой качественных бревен из российского потока и в Китае, пользуясь растущим предложением со стороны своих поставщиков на Дальнем Востоке.

Традиционно на Дальнем Востоке, японский восточный лесной рынок считается менее доступным для сбыта нелегальной древесины, чем западный, китайский. Это видно из наблюдения и анализа потоков древесины по главной транс-Сихотэ-Алинской дороге Дальнереченск-Пластун, соединяющей два ключевых пункта вывоза древесины из центральных районов Сихотэ-Алиня. Древесина от самовольных рубок, от малых "новых" заготовителей идет в основном на запад, в Дальнереченск, где меньше проблем с расчетами и документами, где возможны бартерные контракты, а при сдаче краденого леса и наличные расчеты. Здесь формируются готовые железнодорожные составы с полноценными таможенными документами. Именно эта схема побудила в 1997 году власти Приморья организовать милицейский контрольный пост на выходе из самого лесного, Красноармейского района в Дальнереченский. Одновременно в крупном узловом поселке Рощино на соединении нескольких таежных дорог, в райцентре Новопокровка и других селах развилось несколько промежуточных лесооптовых баз, всегда готовых купить краденый лес у тех, кто не может или не хочет гнать свой лесовоз в Дальнереченск за 100 километров. Такие базы успешно работают под легальными вывесками фирм, имеющих все законные права за заготовку и перепродажу леса. Отсортированный ясень из Рощино идет в Дальнереченск, а оттуда железнодорожные составы направляются прямо в Гродеково, где уже никто никогда всерьез не проверяет истинное содержание партии леса, уходящего в Суйфэньхэ. И администрацию станции, и местную таможню, и пограничников интересуют только правильно оформленные, или, точнее, правильно выглядящие документы. Они и дают последний пропуск нелегальному лесу за рубеж.

На огромных пространствах центрального Сихотэ-Алиня внешне естественный лес, пересеченный дорогой, оказывается изъеден нелегальными рубками и волоками точно раковой опухолью. Мы обследовали многие десятки малозаметных заездов в лес с разных таежных дорог, и всюду видели следы самовольных рубок разной степени давности - зимние или летние, давностью один-два дня, когда ясеневые и дубовые сортименты уже приготовлены к вывозке, или неделю, когда на проездах и погрузочных площадках остались только следы тяжелой техники да брошенные остатки огромных деревьев, от которых на рынок пошло всего по одному бревну длиной 310 сантиметров - в соответствии с китайским стандартом. А такие заезды и "свороты" встречаются по нескольку на километр на любом из многих сотен километров таежных дорог Сихотэ-Алиня. И технология работы на них доведена до совершенства. Если еще в 1998-1999 годах самовольщики предпочитали работать ночами, опасаясь инспекторов и контролеров, весной 2000 года мы увидели иную картину. Самовольщики теперь смело работают днем, поскольку их работа контролируется местными властями и этим властям весьма выгодна. Серьезная бригада лесных воров всегда имеет одну-две машины для разведки, сопровождения и охраны. Они никогда не войдут на выбранный участок и не вывезут с него лес при свидетелях - дождутся, пока главная дорога будет пустынна. Заметив чей-то интерес к своей лесосеке, они предпочитают просто переждать, пока заинтересованная машина исчезнет. У самых крепких бригад машины сопровождения имеют оперативную связь и оружие, а иногда также надежное прикрытие в милиции и богатый опыт утверждения своей власти бандитскими методами, с применением силы. То есть реально остановить случайно замеченный лесовоз с нелегальным лесом могут только вооруженные спецподразделения. Но поймать его крайне сложно: путь от лесосеки до ближайшего оптового склада, приютившегося под легальной вывеской в Рощино, Новопокровке или Богуславце, очень недолог, и о времени готовящегося инспекционного рейда свои "прикормленные" люди всегда сообщат. А на складе документы обычно готовы заранее.

"Самовольные рубки особенно активизировались осенью 1999 года, - пишет в Информационном письме Приморскому управлению лесами главный лесничий Рощинского лесхоза Владимир Михайлов. - За этот период рейдовыми группами изъято незаконно заготовленного ясеня, дуба и кедра более 560 кубометров.

Наличие у населения и организованных криминальных бригад зарегистрированной крановой, гусеничной, перевозочной техники позволяет им действовать в любое время суток. Подъемник с лебедкой позволяет автомобилю и двум человекам за 2 часа самовольно срубить, раскряжевать на сортимент, вытянуть к дороге на расстояние до 120 метров и погрузить на себя до 12 кубометров без использования другой техники. Бригады действуют по этапам:

  1. заброска "разведчиков" вглубь тайги, затеска отобранных стволов, прокладка путей трелевки и вывоза.
  2. валка поздно вечером или рано утром с помощью пил с глушителями. Часть деревьев оставляется недопиленными, с колышками, вбитыми в рез в ожидании ветра, при котором дерево падает без помощи человека.
  3. заброска погрузочно-транспортной техники на место валки, обычно обходными путями.
  4. вывозка леса, в которой участвуют только непосредственные исполнители. В случае задержания они выступают обычно лишь как свидетели, "случайно" нашедшие брошенный лес, и от ответственности уходят.

Практика следственных мероприятий по случаям самовольных рубок показывает, что статья 260 УК РФ не предусматривает лишения свободы за данные преступления. И даже если судом вынесено решение об условном наказании, судебные приставы его часто просто не исполняют.Зная это, нарушители смело опять идут в лес, готовые к очередной конфискации и штрафу и уверенные, что рано или поздно все возместят при удачной вывозке."

На Японию через Пластун работают более крупные, традиционные заготовители, перекупщики или экспортеры. АО "Тернейлес", владелец порта, отгружает их древесину по договорам комиссии, оформление до недавних пор вел филиал Находкинской таможни, а теперь - собственная таможня. Главным покупателем древесины, идущей в Японию через "Тернейлес", является его традиционный партнер - компания "Сумитомо". На первый взгляд это партнерство выглядит цивилизованным с точки зрения интересов территории-поставщика. Тем не менее, полноценного заслона вывозу нелегального леса нет и здесь. Доверяя "Тернейлесу", власти Красноармейского района и края решили не ставить милицейский пост на этом, восточном направлении вывоза древесины. И открыли ворота для "творческого поиска" лесных воров другого типа, ориентированных на Пластунские "экспортные технологии". Примечательно и то, что главного партнера "Тернейлеса" совсем не волнует чистота происхождения покупаемой древесины и даже поставщик. Статистика показывает, что немалые объемы приморского леса "Сумитомо" получает и через порт Ольга, от главного и жесткого конкурента "Тернейлеса" - "Приморсклеспрома" и других.

Помимо занижения качества до уровня балансов и подмены породного состава партии, на просторах Сихотэ-Алиня, откуда к пластунской дороге и порту стекаются многочисленные ручейки легального и краденого леса, действуют и другие доступные приемы. Достаточно спросить у любого водителя, как отыскать Марка Давыдовича, специального уполномоченного по закупкам АО"Тернейлесстрой" по кличке "Еврей", и можно считать, что ваше дело сделано: если ваш груженый лесовоз обеспечен документами, вам заплатят получше, если документов нет, то есть лес краденый - цена будет ниже. Вот и вся разница. На купленных уполномоченным "левых" бревнах тут же появится клеймо его фирмы, а сделать документы и того проще. Немалые объемы круглого леса уходят в Японию совершенно неучтенными (до 15 % каждой партии ) в связи с применением разных стандартов обмера сортиментов: российский стандарт предписывает обмер по минимальному диаметру, чем фактически занижается контрактный объем по сравнению с реальным. По японскому стандарту (YAS) обмер производится в середине сортимента, что дает реальный показатель, который всегда выше российского и в то же время отсутствует в контракте.

"Мы имеем стабильную, но невысокую зарплату, - рассказывал осенью 1998 года Юрий, водитель лесовоза АО "Тернейлес". - Мои начальники дают мне бланк транспортного сертификата для заполнения, в зависимости от того, какой лес я погружу на нижнем складе. То есть, я вписываю в сертификат то, что я сдам официально. Ну, а то, что я погрузил сверх официального объема - это уже мой личный доход. В Пластуне я всегда договорюсь с приемщиками и сдам эту разницу за наличку. Обо всем можно договориться."

Виды нарушений правил рубок и торговли древесиной

В процессе передачи лесов в пользование:

  • Нарушения в процессе лесоустройства и определения лимитов лесопользования
  • Незаконная выдача лесобилетов лесхозами за взятки или под угрозой
  • Процедурные нарушения в процессе сдачи участков в аренду
  • Нарушения и неточности при выписке лесобилетов лесхозами
  • Отсутствие процедуры ОВОС и экспертизы при сдаче участков в аренду

В процессе заготовки: