регистрация / вход

Форма государства

Философские категории «форма» и «содержание» и их взаимосвязь. Форма правления. Определение; критерии выделения. Форма государственного устройства. Форма государственного режима.

Современный Гуманитарный Университет

Камышинский филиал

Форма государства .

Курсовая работа

студентки II курса

дневного отделения

группа ОЮ-00901

Каревой Натальи

Александровны

Консультант

кандидат юридических

наук, доцент

Кудинов Л.Д.

Камышин 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……..…1

ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА………………………………………… …...4

Философские категории «форма» и «содержание» и их взаимосвязь 4

Сущность понятия «форма государства» 5

Соотношение между типом и формой государства 5

Чем определяется форма государства? 6

Актуальность изучения проблемы 6

ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления…………………. 8

Форма правления. Определение; критерии выделения 8

Монархия. Ее признаки 8

Исторические типы монархии 9

Общие черты монархической формы правления 10

Классификация монархий 11

Монархия в сегодняшнем мире 12

Республика: определение; признаки 12

Классификация республик 13

ГЛАВА 3. форма (государственного) устройства…………... 15

Форма государственного устройства; определение 15

Унитарная форма государственного устройства 15

Федеративная форма государственного устройства 16

Конфедерация 17

Другие формы государственного устройства 17

Актуальность проблемы 18

ГЛАВА 4. Форма (ГОСУДАРСТВЕННОГО) режима.……………..……. 21

Форма государственного режима ; определение 21

Виды государственных режимов 21

Демократические государственные режимы 22

Антидемократические государственные режимы 23

Актуальность проблемы 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 25

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………26

Приложение

Введение.

Жизнь человека постоянно протекает в общении с другими людьми. Оно может быть самым разным: от мимолетных случайных знакомств до устойчивых долговременных отношений, от небольших неформальных групп до огромных постоянно действующих и четко структурированных организаций. Любая форма человеческой практики предполагает ту или иную форму объединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатией или пронизанного жесткой субординацией сообщества. Политическая практика не составляет исключения. Для осуществления ее человек также создает определенным образом организованное сообщество, имя которому – государство.

Не будем пытаться дать ему исчерпывающее определение. Отметим пока лишь одну характерную особенность, отличающую государство от множества других объединений. Государство всегда выступает как некоторая самодостаточная целостность, как некое подобие способного к автономному существованию живого организма, все части которого соединены так, что образуют неразрывное единство, из которого нельзя изъять ни одного органа без ущерба для жизни целого.

Сегодня в мире существует более двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства», позволяющей дать ответы на вопросы: кому принадлежит верховная власть в государстве? Как она организована территориально? Какими методами и средствами она осуществляется?

Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства. Особенно его «классовую» сторону. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражение содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

Долгое время считалось, что все прогрессивное в государстве относилось лишь к содержанию[1] . Однако история многих стран дает нам примеры того, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в большей мере относится к его форме. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени.

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного единства социальных норм древности право, именно форме обязано своим появлением государство. Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология – форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что форма и у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием.[2] Formadatesserei – форма дает бытие вещи – считали римские юристы.

Вопрос о форме государства, поэтому имеет важное теоретическое и практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Данная работа ставит своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.


ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

Философские категории «форма» и «содержание» и их взаимосвязь . Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности.

В настоящее время под формой государства понимают «организацию государственной власти и ее устройство»[3] . Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет. Изучение же формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д. Взаимная связь категорий «содержание» и «форма» отчетливо проявляется в их определениях:

«содержание» – это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций

«форма» - это внешнее выражение содержания, его внешние пространственно-временные границы.

Таким образом, если научное понятие «сущность государства» определяет главное, закономерное в нем, то понятие «содержание государства» отражает его фактическое наполнение , а «форма государства» – это внешнее выражение такого наполнения.

Сущность понятия «форма государства». Форма государства, т.е. «способ организации политической власти»[4] , в содержательном отношении выступает разными своими сторонами:

Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей

В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.

Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы ( государственного) устройства, формы государственного режима. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ , схема №1).

Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и государственного режима.

Соотношение между типом и формой государства . Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Нет четкого соотношения между типом и формой государства:

С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти.

С другой стороны – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ , схема № 2а).

Чем определяется форма государства? Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Актуальность изучения проблемы . В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Подтверждением этому служит государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненно важных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами.

ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления.

Форма правления. Определение; критерии выделения . Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничил формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ , схема №2).

Форма правления – особая организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления источником государственной власти является монарх, а его власть передается по наследству.

При республиканской форме правления источником власти является народное большинство, а высшие органы власти избираются населением на определенный срок.

Монархия. Ее признаки . Монархия (от греческого: «монос» – один, «архе» - власть и означает «единовластие») – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии :

власть предается по наследству;

осуществляется бессрочно

не зависит от воли населения

Т.о. монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.

Исторические типы монархии . Несмотря на то, что термин «монархия» означает «единовластие», известны исключения из этого правила. Так в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме – монархией. И, наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима.[5] В древности формы правления представляли живой интерес для исследования, но теоретически были слабо разработаны. В самом деле, Аристотель не пишет ничего о республике[6] , а реальные монархии были на первых порах значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха.

Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.

Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Общие черты монархической формы правления . Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью божией», как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания – «милостью божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия – в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем».[7]

В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права. Только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона.

Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Классификация монархий . При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной – при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.

Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований – монархия из «правильной » формы правления превращается в «неправильную » - тиранию и деспотию , если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правит по произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую ) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2).

В дуалистических монархиях (Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.д.). Складывается положение, известное по формуле: «царствует, но не управляет».

Монархия в сегодняшнем мире . Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления не следует спешить «списывать» как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», он стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии, а главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – символ единства нации и стабильного правового порядка. Разумеется, при этом нужно помнить о том. что монархия это, по выражению философа И.А.Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д.[8] , ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовленное соответствующим образом лиц.

Республика: определение; признаки . В отличии от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublicaestrespopuli», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».[9] Республика (от латинского – «государственные, общественные дела») – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

выборность власти;

срочность (ограниченность по времени);

зависимость от воли избирателей.

Классификация республик . В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) – совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству. а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министр. Официально главой государства является президент, который избирается либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между указанными видами республик, т.е. между парламентарной, президентской и смешанной формой правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.[10]

ГЛАВА 3. форма (государственного) устройства

Форма государственного устройства ; определение. Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, его административно-территориальную организацию, т.е. способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные ( единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.). (См. ПРИЛОЖЕНИЕ , схема №3а)

Унитарная форма государственного устройства . Унитарное( от лат. «унус» – один) - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система), как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо, каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Федеративная форма государственного устройства . Федерация (от лат. «федус» – союз ) – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

Федерации могут быть построены по территориальному (США), либо национально-территориальному принципу (Россия). (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема № 3). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Признаки федерации . 1.Территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Правда, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право сецессии) из союза. 2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. 3. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента (бикамерализм).[11]

Конфедерация . Имеющая место конфедерация (от лат. «конфедерацио» – сообщество) не относится к форме государственного устройства, а является формой объединения суверенных государств, координирующих свою деятельность по каким-то вопросам. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема № 4).

Другие формы государственного устройства . Кроме вышеназванных форм в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и прочее. Так, империи выступают «государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения»[12] . Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что как правило ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права: личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношений доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.

Актуальность проблемы . Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые бы закрепили их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.

Какие из рассмотренных выше форм государственного устройства являются оптимальными? Казалось бы, унитарное единое, централизованное государство наилучшим образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере (Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие дают примеры совсем нередких исключений из правила.

Федеративное государственное устройство тоже не будет достаточно стабильным, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральными органами. В такого рода асимметричных федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности федеративного государства.

Чрезмерно централизованное государство облекает себя на неэффективность, несоразмерно децентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли, чревато распадом государства.[13] Подобная проблема как никогда актуальна сегодня для Российской Федерации, т.к. в ней реальная картина далека от классических ясных форм государственного устройства: избрание руководства исполнительной власти в республиах сочетается с назначением представителей Президента РФ в 8 округах самим Президентом России. Известная «многоэтажность» и неравноправие субъектов федерации позволяют до известной степени говорить о фактическом унитаризме или в лучшем случае об «асимметричной» федерации с сильным креном в сторону национальных, этнических и других особенностей. А ведь асимметрия в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться асимметрией прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане национальных республик, где такой контроль существует.

ГЛАВА 4. Форма (государственного) режима

Форма государственного режима ; определение . Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы управления государством, но и характерные способы деятельности негосударственных политических объединений и организаций (партий, движений, клубов, союзов).

Государственный режим характеризует в первую очередь отношение между гражданским обществом и государством: уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Виды государственных режимов . Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывают влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Так периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режим абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например, корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах – клерикально-фундаменталистский. Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие государственных режимов к двум большим разновидностям – демократическому и антидемократическому. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ , схема №6)

Итак, государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими - тоталитарными и авторитарными Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти .

Демократические государственные режимы . Демократия , т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических государственных режимов . Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-политические и экономические права граждан, независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Демократический государственный режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных государственных органов (парламентская, представительная демократия).

Демократический государственный режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.

Демократический государственный режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно над ее наиболее опасными организованными формами.

Антидемократические государственные режимы . Отличаются большим разнообразием и антидемократические государственные режимы , однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения, одной «официальной» идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких-либо политических прав и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, низкий экономический уровень жизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.(См. ПРИЛОЖЕНИЕ , схемы №6а, №7)

Актуальность проблемы . Исследование государственных режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важных функций политической науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире, в начале ХХ1 века, идут интенсивные процессы превращения тоталитарных и авторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных и современных форм государственных режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.[14]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Категория форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Целью данной работы было рассмотрение каждого из этих трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.

Современная концепция организации государственной власти, заключающаяся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и государственного режима, нам кажется отражает всю полноту представлений по этой проблеме в современной политологии.

Изучив этот вопрос нельзя не заметить. что между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной централизованной форме государственного устройства и автократическому государственному режиму. Республиканские формы правления хорошо «вписываются» в условия либерально-демократического государственного режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут «задавать» федеративное государственное устройство.

Ответить же на вопрос: «Какое государственное устройство является абсолютно идеальным для всех народов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства. По всей видимости, наилучшим государственным устройством будет то, которое при данных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольшее счастье, не ущемляя при этом их свободу и достоинство.

БИБЛИОГРАФИЯ

ИСТОЧНИКИ:

Конституция Российской Федерации. М.,2000

Макиавелли Н. Государь. М.: Терра, 1997

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М.: Юристъ,1998

Кудинов Л.Д. Основы теории государства (в схемах): Учебное пособие. М.:СГУ, 2000

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. М.: «Дабахов, Ткачев, Димов»,1995

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М.:Юрист,1994

Теория государства и права. Учебное пособие / Под ред. А.Б.Венгерова. М.: Юрист,1994

Теория права и госсударства. Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Н.Манова. М.: Издательство БЕК,1995

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ,2001

Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н.Марченко. М.: «Зерцало», 2001

МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений. Л.,1991

Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия,1993

Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти. В журн.: «Государство и право»,1992, №8

Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели. В журн.: «Полис», 1997, №2

Сумбатян Ю.Г. Политические режимы: происхождение, сущность и основные формы. В журн.: «Обществознание в школе», 1998, № 2

Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. В журн: « Социально-политический журнал»,1994,№2

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994


[1] [1]См. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.:Юрист,1994,стр.255

[2] см. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Мол. гвардия,1993,стр.320

[3] Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.:Юрист,1994,стр.256

[4] Цит.по: Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. – М.: Юристъ,1998,стр.82

[5] См.:Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов»,1995,стр.102

[6] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Указ.соч.,стр.282

[7] Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.:Юрист,1994,стр.258

[8] Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.:Юрист,1994,стр.260

[9] Там же,стр.261

[10] См.:Хропанюк В.Н. Указ. соч., стр.112

[11] См.: Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. – В жур.: « Социально-политический журнал», 1994, № 2, стр.77

[12] Демидов А.И., Малько А.В. Указ.соч.,стр. 89

[13] Макиавелли Н. Государь. - М.: Терра, 1997, стр.47

[14] См.: Сумбатян Ю.Г. Политические режимы: происхождение, сущность и основные формы. – В жур.: «Обществознание в школе»,1998, № 2, стр.17

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий