Смекни!
smekni.com

Роль судов в защите прав человека (стр. 3 из 4)

Вопрос о возможности реального раздела дома суд оставил без обсуждения. По заключению экспертов, проводивших судебно-строительную экспертизу, разделить спорную часть дома с выделением ответчикам доли и отдельную квартиру возможно. Однако суд экспертному заключению оценки не дал, а ограничился лишь указанием на то, что при разделе наследственной части дома потребуются расходы на значительную сумму, поскольку одна из комнат не имеет естественного освещения. При этом суд не выяснил у ответчиков, согласны ли они нести указанные расходы и пользоваться комнатой без окон.

Таким образом, суд не исследовал возможность раздела дома и отказал ответчикам в выделе доли по основаниям, не предусмотренным ст.252 ГК РФ.

Определение N 24Вп98-6

3.Отказ в изменении договора найма жилого помещения признан неправильным.

Решением суда (оставленным без изменения последующими судебными инстанциями) отказано в иске об изменении договора найма жилого помещения по тем основаниям, что квартира имеет кухню размером менее 6 кв. м и совмещенный санузел; размер изолированной комнаты, на которую претендует истица, менее нормы жилой площади, установленной для предоставления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления и вынесла новое решение об удовлетворении заявленного требования, указав следующее.

Статьями 52 и 86 ЖК РСФСР предусмотрены условия, при которых возможно заключение отдельного договора найма на жилое помещение в квартире. Небольшой размер кухни и совмещенный санузел в квартире не являются по смыслу перечисленных статей ЖК РСФСР препятствием для заключения такого договора найма.

Не может служить основанием к отказу в иске об изменении договора найма жилого помещения и то обстоятельство, что размер изолированной комнаты, на которую претендует истица, менее нормы жилой площади, установленной для предоставления. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.15 постановления от 26 декабря 1984 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" (с последующими изменениями и дополнениями), в случае, когда одной из сторон в соответствии с приходящейся на ее долю жилой площадью можно выделить с учетом санитарных и технических требований изолированное помещение по размеру менее установленной ст.38 ЖК РСФСР нормы жилой площади, суд не вправе отказать в удовлетворении иска со ссылкой только на это обстоятельство, поскольку закон не исключает возможности заключения договора найма жилого помещения площадью менее 12 кв. м.

Определение N 5В98-14к

4. В силу ст. 36 ГПК РСФСР суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая дела, допустить замену первоначального ответчика надлежащим ответчиком. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика.

Определением судьи (оставленным без изменения последующими судебными инстанциями) отказано в принятии искового заявления к Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных гибелью сына во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по тем мотивам, что надлежащим ответчиком по делу является военкомат.

Ссылка судьи на то, что Министерство обороны Российской Федерации - ненадлежащий ответчик, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления. Перечень оснований к такому отказу дан в ст.129 ГПК РСФСР. Приведенное в судебных постановлениях основание данной статьей не предусмотрено. Однако оно служит во время рассмотрения дела поводом для решения в соответствии со ст.36 ГПК РСФСР вопроса о замене ненадлежащей стороны надлежащей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления и направила материал на новое судебное рассмотрение.

Определение N 5В-98пр-387

5. В соответствии с ч.5 ст. 235 КЗоТ РФ увольнение по инициативеадминистрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном частью второй настоящей статьи

Вывод суда о том, что профгрупорг не является выборным лицом профсоюзного органа, в связи с чем перечисленные гарантии на него не распространяются, основан на ошибочном толковании ст. 235 КЗоТ РФ и не может быть признан правильным. Предусмотренная в ч.5 ст. 235 КЗоТ РФ гарантия защиты трудовых прав лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, распространяется на всех выборных профсоюзных работников, в том числе и на профгрупоргов. Такое толкование указанной в ч.5 ст. 235 КЗоТ РФ правовой нормы следует как из названия ст. 235 КЗоТ РФ - "Дополнительные гарантии для выборных профсоюзных работников, членов комиссии по трудовым спорам и членов советов трудовых коллективов", так и из содержания ч.5 ст. 235 в согласовании с содержанием чч.1 и 2 упомянутой статьи, в которых предусмотрена равная защита трудовых прав работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы профгрупоргов и профорганизаторов.

Как установил суд, полномочия К., являвшейся профгрупоргом отдела с сентября 1993 г., истекли в июле 1994 г. Уволена же истица по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с сокращением штата была в январе 1996 г., т.е. до истечения двухлетнего срока после окончания срока ее полномочий как профгрупорга.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления об отказе К. в иске о восстановлении на работе и направила дело на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует проверить, соблюдена ли администрацией ответчика в отношении истицы дополнительная гарантия, установленная в ч.2 ст.235 КЗоТ РФ.

Определение N 56В-98пр-13

6. На требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе связанного с исполнением им трудовых обязанностей, исковая давность не распространяется.

Решением суда П. отказано в иске к акционерному обществу о возмещении ущерба, причиненного повреждением здоровья. Кассационная инстанция решение суда отменила и дело направила на новое рассмотрение. Президиум областного суда определение суда кассационной инстанции отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции по тем основаниям, что правоотношения по возмещению вреда здоровью, причиненного работнику увечьем, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, регулируются трудовым законодательством. Поэтому президиум считал, что вывод суда первой инстанции о пропуске истцом без уважительных причин срока давности является правильным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила постановление президиума областного суда, оставив в силе определение суда кассационной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г.) * отношения по возмещению вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации и упомянутыми Правилами. Согласно ст.208 ГК РФ, ст.41названных Правил на требования о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, исковая давность не распространяется.

Определение N 89В98пр-10
* Утратили силу на основании ст. 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.

7. Военнослужащий, проходящий службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять ему содержание и заботиться о нем.

После призыва И. на военную службу его отец был признан инвалидом II группы. И. обратился к командованию с рапортом о досрочном увольнении с военной службы, мотивируя просьбу тем, что его мать также является пенсионеркой. С учетом поступивших из районного и областного военных комиссариатов актов о семейном положении военнослужащего в просьбе И. было отказано. Жалоба И. на действия воинских должностных лиц военным судом гарнизона оставлена без удовлетворения.

Военный суд округа решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение об удовлетворении жалобы И. При этом суд второй инстанции сослался на то, что отец заявителя инвалид II группы, на полном государственном обеспечении не находится и нуждается в посторонней помощи и уходе, а мать - пенсионерка. При таких условиях, как считал суд, нельзя признать, что мать заявителя доставляет его отцу содержание, а других членов семьи, могущих и обязанных по закону доставлять члену семьи-инвалиду содержание и заботиться о нем, кроме заявителя, в семье И. не имеется.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения военного суда округа по следующим основаниям. Отец заявителя действительно является нетрудоспособным, инвалидом II группы, не находится на полном государственном содержании и получает государственную пенсию по инвалидности. Однако мать заявителя трудоспособна, получает пенсию по выслуге лет как медицинский работник, пенсионного возраста не достигла и на день рассмотрения дела в суде продолжает работать. Согласно ст. 89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга, и, следовательно, в данном случае супруга инвалида II группы как не достигшая пенсионного возраста и трудоспособная обязана материально поддерживать супруга и осуществлять за ним уход. Военный суд округа, отменяя решение суда первой инстанции и вынося по делу новое решение, неправильно применил нормы материального права, что является основанием к отмене определения.