Смекни!
smekni.com

Мусульманское право (стр. 2 из 2)

3. Основные черты шариата.

Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права4. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

- обязательные;

- рекомендуемые;

- дозволенные;

- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

- запрещенные и подлежащие наказанию1.

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной изособенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний)2.

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм3.

И в заключение необходимо сказать, что нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства.

Список использованной литературы :

1. Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.

2. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.

3. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.

5. Юридическая энциклопедия. – М.,1997.

Тема: Шариат: возникновение, школы, черты.

Выполнен: Осадчий А.Ю.

Защищался: Кафедра социальных теорий Одесской государственной юридической академии, асс. Дьяченко, 13.05.98, отлично.


1 Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983. – С.131.

2 Там же. – С.132-133.

1 Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997. – С.189.

2 Там же. – С.189.

3 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996. - С.420 - 421.

4Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980. – С.526.

1 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996. - С.421.

2 Там же. – С.422.

3 Там же. – С.422.

4 Юридическая энциклопедия. – М.,1997. – С.495.

1 Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997. – С.194.

2 Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983. – С.134.

3 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996. - С.419.