Смекни!
smekni.com

Европейский парламент (стр. 4 из 8)

Принятие процедур согласования явилось свидетельством возрастающей роли Европейского парламента в механизме Сообщества. Но парламент не удовлетворен отводимой ему ролью. Что же касается Совета, то практика показывает, что он нередко пытается действовать методами давления на пар­ламент.

Процедура сотрудничества, введенная Единым европей­ским актом в 1986 г., дает Европейскому парламенту воз­можность оказывать большее влияние на принятие правовых норм, относящихся к внутреннему рынку, социальной пол­итике экономической и социальной интеграции, исследова­тельской деятельности и техническому развитию, то есть к тем направлениям деятельности Сообщества, которые не только наиболее существенны для образования начиная с 1993 г. Европы “без границ”, но и которые вызывают наи­больший интерес населения Европы.

Процедура сотрудничества не ограничила законодатель­ных полномочий Совета и Комиссии. Но она обязала их тес­нее взаимодействовать с парламентом. Отныне при рассмот­рении правовых норм, относящихся к указанным выше об­ластям, в парламенте проводится не одно, а два чтения. В результате первого чтения определяется позиция парламен­та в отношении внесенных предложений. Если ранее Совет был вправе сразу же принять свое решение, то теперь он должен определить свое отношение к заключению парламен­та, мотивировав и противопоставив свои аргументы той ча­сти заключения парламента, с которой он не согласен, или внести изменения в законодательные предложения. Совет и Комиссия должны представить парламенту всю необходи­мую ему информацию.

Получив возражения Совета (так называемую “общую позицию”), парламент приступает ко второму чтению. В трехмесячный срок он должен принять решение и либо со­гласиться с возражениями Совета, либо внести в них поправ­ки, либо, наконец, отклонить проект.

Если поправок нет, то Совет принимает норму в оконча­тельном виде, определенном в “общей позиции”. Если же парламент предложил внести поправки, то Комиссия может пересмотреть “общую позицию” и исправленный вариант представить в Совет. Для одобрения представленного Комис­сией документа достаточно квалифицированного большинст­ва в Совете, но для того, чтобы Совет не согласился с пред­ложением Комиссии, необходимо единогласие.

Комиссия не может вообще игнорировать поправки, пред­ложенные парламентом. Не принятые Комиссией поправки вместе с ее заключением передаются в Совет, который мо­жет их принять лишь единогласным решением.

О действенности процедуры сотрудничества свидетельст­вует тот факт, что половина поправок, предложенных Евро­пейским парламентом в первом чтении, принимается Сове­том. Число принятых Советом поправок, предложенных пар­ламентом во втором чтении, составляет приблизительно 25%. Таким образом, Европейский парламент является в из­вестной мере соучастником создания европейского права.

К числу положений, расширяющих роль Европейского парламента в управлении делами Сообщества, особое место принадлежит процедуре соучастия парламента в заключе­нии договоров о принятии новых членов и соглашений об ассоциированном членстве.

Единым европейским актом было установлено, что для вступления в Сообщество нового европейского государства необходимо согласие Европейского парламента, который принимает решение абсолютным большинством голосов сво­их членов. В этой связи предусмотрено, что парламент ин­формируется Советом или Комиссией перед началом перего­воров о принятии нового члена Сообщества, а также в ходе самих переговоров о принятии нового члена Сообщества, а также в ходе самих переговоров. Эти же правила действуют и в отношении заключения соглашений о придании государ­ствам статуса ассоциированных членов.

Парламент вправе рассматривать наиболее значимые международные соглашения, заключаемые от имени Евро­пейского сообщества. Комиссия и Совет также обязаны ин­формировать парламент, который высказывает свое мнение по поводу этих соглашений. В отношении иных, не относи­мых к числу наиболее значимых соглашений о торговле и сотрудничестве парламент может просить Совет проконсуль­тировать его, однако он не имеет права давать свои заклю­чения.

Что же касается контрольных полномочий парламента, то они, как представляется, заслуживают большего внимания, так как влияют на общественное мнение и контрольные дей­ствия, широко освещаются в печати.

Еще в Договорах о создании Европейского сообщества указывалось, что Комиссия обязана давать устные или пись­менные ответы на вопросы, задаваемые парламентом или его членами. Число вопросов, особенно письменных, постоянно возрастает. В 1969 г. было задано 505 письменных вопросов, в 1979 г.— 1977, в 1989 г.— 2972 письменных вопроса. Из этого числа 2628 вопросов, то есть 88%, было обращено к Комиссии, 183 вопроса (чуть более 6%) было задано Совету и 161 вопрос (около 5%)— министрам иностранных дел.

Устных вопросов задается значительно меньше (надо ска­зать, что вопросы называются устными лишь условно. Все они задаются в письменной форме, а ответы на них даются устно). В 1987 г. было задано всего 45 устных вопросов, из которых 35 было адресовано Комиссии, 8 — Совету и 2 — министрам иностранных дел.

Помимо этих устных и письменных вопросов, ответы на которые даются весьма обстоятельно, в Европейском парла­менте значительное число вопросов задается во время так называемого “часа вопросов”, о процедуре которого будет сказано ниже. Ответы в это время, как правило, бывают краткими. Вслед за ответом спрашивающий может задать либо короткий дополнительный вопрос, либо сделать корот­кую реплику, на которую ответ необязателен.

По требованию политической группы или не менее семи депутатов председатель парламента может принять решение о проведении в конце “часа вопросов” обсуждения актуаль­ной и представляющей общий интерес проблемы. Такое об­суждение дает возможность депутатам парламента обме­няться мнениями о сути ответов на вопросы.

Активность парламентариев в этой процедуре быстро воз­растает. В 1979 г. в течение “часа вопросов” было задано 502 вопроса, а в 1987 г. — 1071. На долю Совета приходится около 20% всех вопросов, а в адрес министров иностранных дел — около 15%. Всего же в 1987 г. на вопросы депутатов было дано более 4 тыс. ответов, из чего следует, что в сред­нем одним депутатом было задано около восьми вопросов.

Своеобразным инструментом контроля является резолю­ция о порицании. В тех европейских странах, в которых пре­дусмотрена резолюция о порицании правительству, принятие ее парламентом обязывает правительство уйти в отставку.

Европейский парламент может вынести резолюцию о по­рицании лишь Комиссии Европейского сообщества, но не ве­дущим органам управления, которыми являются Европей­ский совет и совет министров. Таким образом, права Европей­ского парламента в этом отношении не столь уж значительны. Тем не менее внесение резолюции о порицании может быть серьезным орудием в руках парламента, а принятие ее (для этого требуется большинство в две трети голосов от списочно­го состава членов парламента) означало бы, что все члены Ко­миссии должны уйти в отставку и что политика, проводимая Комиссией по вопросу, вызвавшему сомнение, не отвечает, по мнению парламента, интересам Сообщества.

За все время существования Европейского парламента ре­золюция о порицании вносилась всего четыре раза. Причем в двух случаях она снималась до голосования, в двух случа­ях резолюция отклонялась подавляющим большинством го­лосов.

Последний раз резолюция о порицании Комиссии была внесена в связи с решением последней одобрить соглаше­ние о продаже масла в страны Восточной Европы. 23 марта 1977 г. после длительных дебатов резолюция о порицании была отвергнута поименным голосованием 95 голосами из III принявших участие в голосовании.

Сравнительно недавно, начиная с конца 1982 г., Европей­ский парламент стал расширять сферу своего воздействия на механизм Сообщества, используя предоставленное право об­ращаться в Суд Европейского сообщества с жалобой на не­исполнение Советом или Комиссией возложенных на них обязанностей. Это право парламента было подтверждено ре­шением Суда Европейского сообщества от 22 мая 1985 г. Суд признал обоснованной жалобу парламента на то, что Совет уклонился от обязанности разработать общую для Сообще­ства политику в области транспорта.

Два года спустя, в октябре 1987 г., парламент вновь обратился в Суд на этот раз с жалобой на то, что Совет не одобрил в надлежащий срок проект бюджета Сообщества на 1988 г. Хотя решение суда Сообщества не выходит за рамки осуждения органа, который не исполняет обязанно­стей, возложенных на него договором, сам факт констата­ции Судом по инициативе парламента бездеятельности то­го или иного органа способствует повышению значения парламента как стимулятора прогрессивного развития Со­общества. Наконец, к полномочиям Европейского парла­мента относятся также полномочия по рассмотрению пети­ций, то есть запросов или жалоб. Они могут направляться любым входящим в Сообщество гражданином индивидуаль­но или совместно с другими гражданами. Петиция может быть направлена по любому вопросу. Однако большинство их поступает в Европарламент с жалобами на загрязнение окружающей среды, на нарушение права по получению со­циальных пособий, а также других прав. Немалое число петиций связано с жалобами на несовершенство таможен­ного законодательства.

Таким образом, можно прийти к выводу, что обращение с петициями связано с тем, что государства-члены недоста­точно последовательно реализуют нормы права Сообщества. Парламент со своей стороны стремится использовать право петиций для воздействия на государства-члены. Поступив­шие в парламент петиции рассматриваются и изучаются комиссией по петициям, которая, как правило, собирает необ­ходимую информацию и публикует свой доклад, в котором содержится авторитетное толкование по затронутой пробле­ме. Во многих случаях доклады подготавливаются комиссией по петициям совместно с другими компетентными парламен­тскими комиссиями.