Смекни!
smekni.com

Результаты творческой деятельности (стр. 1 из 4)

РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН

1. ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объектом правоотношения называется то благо, по поводу кото-рого субъекты вступают в правоотношение, то, на что направленоправоотношение. В соответствии с этим объектом гражданских право-отношений могут быть вещи, действия и нематериальные блага. В ст.128 ГК дается обширный перечень таких благ, которыеможно объединить в четыре группы: 1) имущество; 2) действия; 3)результаты интеллектуальной (творческой) деятельности; 4) немате-риальные блага. Интеллектуальной собственностью называются права на резуль-таты творческой деятельности человека и приравненные к ним средс-тва индивидуализации юридических лиц и выпускаемой ими продукцииили выполняемых услуг. Эти объекты регулируются специальным зако-нодательством. Закон об авторском праве регулирует авторскиеправа в связи с созданием и использованием произведений науки,литературы и искусства, а также смежные права, возникающие в свя-зи с созданием и использованием фонограмм, исполнений постановок,передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Патентным законом РФ регулируются имущественные , а такжесвязанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в - 2 -связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений,полезных моделей и промышленных образцов. Такие объекты принятоназывать промышленной собственностью. Эти отношения регулируют идругие законы. При всей своей специфике в правовом регулировании каждого изперечисленных объектов общим является то, что нормы, о которыхидет речь, в конечном счете направлены на обеспечение использова-ния результатов соответствующей собственности, а равно средствиндивидуализации третьими лицами только с согласия лица, обладаю-щего таким правом. В этих нормах определяются также условия, пре-делы и способы защиты указанного права. Нужно иметь ввиду, что применение к интеллектуальной и про-мышленной собственности (результаты творческой деятельности) тер-мина "собственность" не означает, что они подпадают под общее по-нятие права собственности и являются разновидностью права собс-твенности, хотя такое заблуждение встречается.Своеобразие резул-ьтатов творческой деятельности в том, что они непосредственно несвязаны с правом собственности на материальный объект, в которомони выражены. В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи счем в юридической литературе дается немало его определений.Так,В.И.Серебровский, пишет что творчество - это сознательный вбольшинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своейцелью достижение определенного результата. О.С.Иоффе считает, чтотворчество является интеллектуальной деятельностью, завершающейсяпроизводящим актом, в результате которого появляются новые поня-тия , образы и (или) формы их воплощения, представляющие собойидеальное отражение объективной действительности (1;39).
- 3 - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

Авторское право, нормы которого регулируют отношения, возни-кающие в связи с созданием и использованием произведений науки,литературы и искусства , большинство российских ученых рассматри-вают в качестве особого института гражданского права. В отличиеот других институтов оно регулирует отношения, связанные с произ-водством и обменов результатов интеллектуального труда, которыесохраняются вне самого трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авто-ров и поэтому права последних носят личный и исключительный ха-рактер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние направовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделе-ние норм авторского права в относительно самостоятельное подраз-деление.

В качестве основных задач авторского права признают следую-щие: 1) авторское право должно стимулировать деятельность по соз-данию произведений науки, литературы и искусства, в целях чегоавторское право способствует созданию условий для занятия твор-ческой деятельностью, обеспечивает правовое признание и охранудостигнутых творческих результатов, закрепление за авторами правна использование созданных им произведений и получение доходов ит.д.; 2) создание условий для широкого использования произведенийв интересах общества, т.е. повышение уровня охраны прав авторовни в коем случае не должно препятствовать использованию их произ-ведений в целях образования и просвещения или служить помехой встремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушате- - 4 -лей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны сего принципами, под которыми как всегда понимаются основные нача-ла, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей им-перативностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всейсистемы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную дея-тельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностяхучастников авторских правоотношений. К числу основных принципов российского авторского права, от-раженных в содержании его норм на современном этапе развития от-носят следующие положения. 2Принцип свободы творчества 0. Обеспечивая свободу творчестваохраняет все произведения науки, литературы и искусства независи-мо от их назначения , достоинств и способа выражения. В этих жецелях закон не ограничивает круг охраняемых произведений ка-ким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятель-ности, существующие в объективной форме. Творцы произведений сво-бодны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемыхими понятий или художественных образцов, а также самостоятельнорешают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданиипроизведению окончательной формы и т.п. 2Принцип сочетания интересов автора с интересами общества. 0 Воснове авторского права лежит признанное за автором монопольноеправо на использование созданного им произведения. Однако ничемне ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношениинеобнародованных произведений. Если же произведение с согласияавтора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произ-ведения не могут быть столь обширными , чтобы полностью игнориро- - 5 -вались интересы других граждан и общества в целом. 2Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав. 0 В этомсостоит одно из существенных отличий российского авторского праваот авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторс-кому законодательству личные неимущественные права автора (правоавторства, право на имя и т.д.) не могут перейти к другим лицадаже если автор выразил на это свое согласие.

Подобное соглашениене будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэ-тому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядкеслужебного задания, личные неимущественные права сохраняются заавтором и должны быть во всех случаях обеспечены (ст. 14 Закона). 2Принцип свободы авторского договора. 0 Данный принцип заменилсобой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нор-мативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по ав-торским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было су-ществование так называемых типовых авторских договоров, которыеимели нормативное значение и подробно регламентировали отношенияавторов и пользователей произведений. И хотя в то же время типо-вые договоры ограждали авторов от произвола пользователей произ-ведений, гарантировали авторам определенный минимальный уровеньправ, они все же детально регламентировали ту сферу отношений,которая должна в принципе определяться прежде всего свободным во-леизъявлением самих сторон. Поэтому новое авторское право Россииотказывается от жесткой регламентации отношений сторон авторскогодоговора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских дого-воров, а также указываются условия, которые должны быть в обяза-тельном порядке согласованы сторонами.

Что касается законных ин-тересов авторов, то они обеспечиваются с одной стороны, запретом - 6 -включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия,например, условие о передаче прав на произведения, которые авторможет создать в будущем, и, с другой стороны, правилами предос-тавляющими авторам определенные права, например, по расторжениюдоговора по истечению пяти лет с даты его заключения, если конк-ретный срок договора сторонами не определен, или правами налагаю-щими на пользователей произведений определенные обязанности, нап-ример, по выплате автору аванса по договору заказа. Авторское право охраняет все результаты творческой деятель-ности, независимо от назначения и достоинства произведения, ононосит универсальный, всеобъемлющий характер. В любом произведениинауки, литературы и искусства следует различать содержание и фор-му.

Объекты авторского прав могут и должны быть выражены в ка-кой-либо объективной форме:письменной, устной (публичное произне-сение), звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространс-твенной (скульптура, модель, макет), другой. Формы художественнойлитературы, например, составляют художественные образы и языкпроизведения. Авторское право охраняет только форму произведения;элементы содержания (например, научные факты, гипотезы, идеи,систематизация и др.) поэтому являются "юридически безразличны-ми"(3,11).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что произведение охраняет-ся авторским правом как нематериальный объект, и согласно ч.5ст.6 Закона авторское право на произведение не связано с правомсобственности на материальный объект в котором произведение выра-жено. Поскольку авторское право охраняет форму произведения,: тодля установления случаев нарушения авторских прав путем заимство- - 7 -вания, решающее значение имеют буквальные (для литературных про-изведений - словесные) совпадения; для этого составляют таблицысовпадений ("текст на такой-то странице в одном произведении со-ответствует тексту на такой-то странице в другом произведении").