Смекни!
smekni.com

Отражение норм морали в нормативно-правовых актах органов государственной власти РФ (стр. 6 из 10)

В правовой литературе можно отметить различное отношение к самому понятию “злоупотребление правом”. В буквальном понимании термин “злоупотребление правом” означает употребление права во зло. По мнению М.М. Агаркова и М.В. Самойловой, поскольку лицо в своём поведении вышло за пределы предоставленного ему субъективного права, постольку его нельзя считать лицом, осуществляющим своё право[41]. С этой позиции термин “злоупотребление правом” выглядит противоречивым и едва ли приемлемым. С точки зрения В.П. Грибанова, понятие злоупотребления правом можно и нужно ис­пользовать в науке гражданского права для характеристи­ки определенного типа гражданского правонарушения. Злоупотребление правом есть особый тип гражданского правонарушения, совершаемого управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанный с использованием недозволенных конкретных форм в рам­ках дозволенного ему законом общего типа поведения[42].

В соответствии со статьёй 30 ГК РФ, гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установ­ленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавли­вается попечительство. Соответственно, если гражданин проживает один, не имеет семьи, он не может быть ограничен в дееспособности.

В части 4 статьи 26 закреплено, что при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может огра­ничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восем­надцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипен­дией или иными доходами… Необходимость такого рода ограничений может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми.

Нормы морали нашли отражение в части 1 статьи 29 ГК РФ. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

Опека устанавливается над недееспособным для защиты их прав и законных интересов. Опекуны обязаны заботиться о содержании свих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (часть 3 статьи 36 ГК РФ).

Одним из основополагающих принципов гражданского права, является принцип неприкосновенности собственности. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Например, в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд (статья 241 ГК РФ).

Ещё одним важным положением ГК РФ, является вопрос о недействительности сделки. В соответствии со статьёй 169, “сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна”.

В статьях 151, 1099-1101 ГК РФ содержатся положения о компенсации морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права ли­бо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания об­стоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому при­чинен вред.

Статья 152 ГК РФ посвящена защите чести, достоинства и деловой репутации. Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие ме­жду собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств: если имеется в виду объек­тивная оценка человека - речь идет о чести, а если субъективная - о достоин­стве. Репутация представляет собой сложившееся о человеке мнение, основан­ное на оценке его общественно значимых качеств. Деловая репутация - это оценка его профессиональных качеств.

Для защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина установ­лен особый гражданско-правовой способ защиты: опровержение распростра­ненных не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, дос­тоинство и деловую репутацию.

Наконец важно отметить положения ГК РФ о возмещении вреда, причинённому жизни или здоровью гражданина (статьи 1084-1094). При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также допол­нительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготов­ку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное полу­чение…

Тесную связь с общепринятыми, сложившимися веками нормами морали имеют нормы семейного права.

Какой бы сложностью не отличалось их содержание, в любом случае они включают в себя представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и бесчестности, что имеет прямое отношение к существу норм именно семейного права. Так, беречь семью, выполнять свой долг по воспитанию детей, заботиться о несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных членах семьи – значит быть честным семьянином[43]. При этом семейное право влияет на поведение человека – участника семейных отношений с помощью своего арсенала средств, а нормы морали имеют свои методы воздействия. Но если нормы морали способны проникать во все уголки семейных отношений, то сфера действия норм семейного права четко очерчена статьёй 2 Семейного кодекса Российской Федерации[44] (далее – СК РФ).

К основным началам семейного законодательства СК РФ относит: необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должно влечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов других членов семьи и иных граждан (пункт 1 статьи 7 СК РФ). В противном случае будет иметь место явная несправедливость. Предоставляемая пунктом 1 статьи 11 СК РФ возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременности женщины, рождения ребенка и т.п.) служит примером гуманного отношения к чувствам тех, кто решил создать семью. То же можно сказать относительно правил о снижении брачного возраста (пункт 2 статьи 13 СК РФ). Оберегает беременную женщину и ее ребенка статья 17 СК РФ, запрещающая мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Отвечает требованиям справедливости и дифференцированный подход к порядку расторжения брака в зависимости от желания (нежелания) прекратить семейные отношения, наличия или отсутствия совместных несовершеннолетних детей, различного рода разногласий, связанных с прекращением брака, и т.п. (статьи 19 – 23 СК РФ). Признание брака недействительным, его правовые последствия, предусмотренные статьёй 30 СК РФ, есть реакция государства на обман. Однако справедливости ради СК РФ выделяет добросовестного супруга, который не должен нести все тяготы преднамеренного нарушения одной из сторон требований семейного права, касающихся условий заключения брака (пункты 4 и 5 статьи 30 СК РФ).

К числу справедливых относятся и семейно-правовые нормы, наделяющие правом на общее имущество супругов того из них, кто в период брака вел домашнее хозяйство, ухаживал за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (пункт 3 статьи 34 СК РФ). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию (пункт 1 статьи 35 СК РФ), определение принципов и условий раздела общего имущества супругов как принадлежащего им на паритетных началах (статьи 38 и 39 СК РФ), возможность заключения брачного договора, определяющего имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения (статья 40 СК РФ).

В области семейных отношений, касающейся несовершеннолетних детей налицо правовое оформление норм сугубо нравственного порядка, идет ли речь о праве ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей либо о праве на уважение его человеческого достоинства, праве на общение не только с родителями, но и с другими родственниками, а также о праве на защиту своих прав и интересов (пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 56 СК РФ).