Смекни!
smekni.com

Право собственности на землю сквозь призму православных традиций. Покровская А.Ю. (стр. 2 из 2)

С другой стороны, возвращаясь к вышесказанному, необходимо задаться вопросом: «Возможен ли патриотизм без Отечества, а Отечество без собственности?» Полагаем, что нет. Собственность на земельные ресурсы быть должна и история России на протяжении нескольких веков (за исключением почти всего периода ХХ века) подтверждает это. Человек, работающий на земле должен осознавать себя ее полноценным владельцем. Другой вопрос, каким именно должно быть подобное осознание. С точки зрения автора, это должно быть именно отношение владельца. Владелец не противопоставляет себя другим владельцам; он также не может противопоставить себя государству, так как знает, что при ненадлежащем «владении», последнее сможет изъять его собственность. Такая практика подмены собственников земельных ресурсов на их владельцев фактически существовала в России XVI века, когда для того, чтобы оставаться вотчинником (иметь возможность оставлять землю в наследство своему роду) необходимо было служить на государственной или, что было преимущественно, военной службе. Таким образом находился объективный компромисс между правами вотчинника (собственника) и его обязанностями. Вотчина в данном случае, хотя и принадлежала землевладельцу на праве собственности, тем не менее не являлась собственностью «прирожденной» и «неотъемлемой». Она была правом, основанным на соответствующей обязанности, лично-свободного владения и управления долей общего достояния, соучастия в системе общего коллективного хозяйства страны.

Подобное отношение к частной собственности не абсолютизирует последнюю, а, напротив, придает ей функциональный характер. Из чего довольно легко вывести постулат «собственнической» жизни» «Кому многое предоставлено, с того многое и спрашивается».

Список литературы

[1] Интересно, что если такое предположение историков и мое личное убеждение верно, то мы сталкиваемся на практике с фактической реализацией теории договора, по которой государь считался лишь верховным управителем, выразителем воли не своей, но своего народа.

[2] Землевладельцами в этот исторический период также, как и ранее мог быть только привилегированный класс дворян.

[3] Ключевский, В. Курс русской истории / В. Ключевский. –– Издание 2-е. – М.: Государственное издательство, 1923. – Ч. 4. – С. 245

[4] Цитируется по: Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви (репринт) / В.В. Болотов. Т.III. - М.: Центрполиграф,1994. – С. 127.

[5] Цитируется по: Алексеев, Н.Н. Собственность и социализм.- Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства / Н.Н. Алексеев. – Париж, 1928. – С. 31.

[6] Цитируется по: Струве, П.Б. Отечество и собственность / П.Б. Струве. – Берлин, 1923. – Кн. 3-4. – С. 273-274.

[7] Цитируется по: Франк, С.Л. Собственность и социализм / С.Л. Франк. – Евразийский современник. – Париж, 1925. – Кн. 4. – С. 62.