Смекни!
smekni.com

Понятие аудиторской деятельности, подлежащей лицензированию (стр. 2 из 2)

Помимо этого, не может подлежать лицензированию и аудит финансовой отчетности на соответствие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Такой вывод следует сделать исходя из следующих доводов.

Лицензирование аудиторской деятельности, по смыслу законодательства, связано с тем, что аудиторы (аудиторские фирмы) являются частью системы финансового контроля РФ. Это подтверждается п. 1 Временных правил, называющим аудиторскую деятельность «независимым вневедомственным финансовым контролем», п. 4 Временных правил, устанавливающим, что аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым специально на то уполномоченными государственными органами. Эти положения развиваются в Соглашении о сотрудничестве между Министерством РФ по налогам и сборам и Российской коллегией аудиторов от 12 января 2000 г. В преамбуле к Соглашению его основные цели определены как создание условий обеспечения более полной и своевременной уплаты налогов в российский бюджет. Кроме того, за уклонение от обязательной аудиторской проверки экономический субъект может быть оштрафован арбитражным судом по искам органов федерального казначейства, государственной налоговой службы, налоговой полиции (п.7 Временных правил).

Все эти нормы ярко свидетельствуют о том, что аудиторы (аудиторские фирмы) работают в тесном контакте с государственными органами финансового контроля, составляют с ними единую систему, целью которой является соответствие деятельности экономических субъектов законодательству РФ. Система органов финансового контроля РФ не может оценивать соответствие отчетности экономического субъекта требованиям международных стандартов. Это выходит за рамки ее компетенции. Лицензирование же аудиторской деятельности, как было показано выше, необходимо именно для включения аудитора (аудиторской фирмы) в эту систему. Поэтому проведение аудитором оценки документации экономического субъекта на соответствие международным стандартам финансовой отчетности не входит в сферу действия лицензии на аудиторскую деятельность.

Далее, п. 17 Временных правил аудиторской деятельности определяет заключение аудитора (аудиторской фирмы) как документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Составление такого заключения, в том случае, если аудит проводился по российским стандартам, регулируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., протокол N 1). Составление же заключения по результатам проверки отчетности на соответствие международным стандартам регулируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6). Таким образом, в результате такой проверки составляется хотя и одноименный, но совсем иной по содержанию документ.

Помимо этого, знание МСФО не обязательно для получения квалификационного аттестата аудитора. Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденная Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов РФ, требует от аудиторов лишь знания о понятии МСФО (раздел 2, тема 1, абзац 12). Между тем, аудит на соответствие отчетности МСФО предполагает, что аудитор должен высказать свое мнение о соответствии отчетности всем существенным аспектам МСФО (Концептуальная основа международных стандартов аудита, п.11 [4]). Таким образом, знаний о понятии МСФО абсолютно недостаточно для того, чтобы проводить аудит на соответствие отчетности МСФО. Из этого следует, что получить квалификационный аттестат аудитора, а затем и лицензию на аудиторскую деятельность возможно и без знания МСФО. В то же время, лицензия на аудит есть разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности (это следует из определения лицензии, данного в ст. 2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Очевидно, что невозможно давать лицензию (разрешение) на тот вид деятельности, способность осуществлять который не установлена в надлежащем порядке — это противоречило бы сути лицензирования. Следовательно, допустив, что аудит на соответствие отчетности МСФО подлежит лицензированию, мы также пришли к логическому противоречию.

Итак, учитывая вышеприведенные аргументы, следует признать, что систематическое толкование норм российского права приводит к выводу, что виды деятельности, связанные с аудитом, а также аудит на соответствие отчетности МСФО, не подлежат лицензированию.

Список литературы

[1] Алексеев С.С. Назв. соч., М., 1999, стр. 135.

[2] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998, стр. 319.

[3] Данное положение находится в главе «Права и свободы человека и гражданина». Тем не менее, оно полностью относится и к юридическим лицам, что было разъяснено Конституционным Судом РФ в его Постановлениях от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон «Об акцизах» и 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», которыми было признано, что юридические лица, будучи по природе объединением граждан, пользуются теми же правами, которые установлены Конституцией РФ для последних.

[4] Международные стандарты аудита, М., 2000, стр. 38.