Смекни!
smekni.com

Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе (стр. 1 из 5)

Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе

Т.А. Нечаева

Затронуты проблемы воспитания студенческой молодежи, дан анализ причин правонарушений у студентов Северокавказских вузов, показаны формы и методы профилактики правонарушений. Особое внимание уделяется характеристике личности правонарушителя.

Успех воспитания студентов сегодня в значительной степени зависит от научности, комплексности подходов, разумного использования воспитательного потенциала, сил, средств и форм воздействия путем целенаправленного и четкого управления воспитательным процессом.

В данной работе исследованы причины, условия и профилактика правонарушений, совершаемых студентами высших учебных заведений Северо-Кавказского региона, а так же познавательная функция правосознания студентов, познание права как момент социализации личности. Предметом рассмотрения явились правонарушения с разной степенью опасности и дисциплинарные проступки, совершенные с 1983 по 1998 годы студентами, для которых обучение в вузе основной вид деятельности (т.е. студентами дневной формы обучения).

При написании использовались результаты анализа уголовной и административной статистики, исследований автора, анализа демографической статистики а также социальных и криминогенных данных, характеризующих отдельные вузы. Автором изучены уголовные дела, сообщения из медвытрезвителя, ГАИ, РОВД, локальные нормативные акты, приказы, указания, издаваемые в вузах, документы совета по профилактике правонарушений в вузах. Были проведены контент-анализ местной прессы, интервью, беседы, анкетирование абитуриентов, студентов, преподавателей вузов, проректоров по учебной и воспитательной работе, кураторов академических групп. Анкета (анонимная) включала 25 вопросов, относящихся к характеристике личности опрашиваемого, отражающих его понимание сущности конституционных прав и обязанностей, а так же прав и обязанностей закрепленных в Уставе высшего учебного заведения, где они обучаются).

Особенности правонарушений в студенческой среде

Правонарушения, совершаемые студентами вузов, имеют свои особенности, показатели и свой характер. Распространенность уголовных преступлений и административных правонарушений среди студентов невелика. Проведенное исследование показало, что она составляет 6-8% от зафиксированных в регионе.

В структуре правонарушений основное место занимают административно-правовые. Они составляют 70% всех правонарушений. Преимущественно это мелкое хулиганство; распитие спиртных напитков в общественном месте и появление в общественном месте в нетрезвом виде (согласно сообщениям из РОВД и медвытрезвителя); управление транспортом в нетрезвом виде (учитываются факты сообщений из ГАИ). Все эти правонарушения имеют общий объект — общественный порядок, то есть ту часть отношений, которые складываются в социальное общение людей по поводу общественной нравственности, чести и достоинства, общественного и личного спокойствия граждан, нормальных условий их жизни и трудовой деятельности.

Второе место в структуре правонарушений занимает хулиганство - 10%; незаконное приобретение и хранение наркотических веществ — 4,5%. Реже встречается такое правонарушение, как кража — 0,5%. Совсем единичны случаи таких тяжких преступлений как убийство, изнасилование. В последнее время диапозон правонарушений, совершаемых студентами, пополнился новым видом — налоговыми правонарушениями, однако, их показатели незначительны.

По характеру вызвавших их непосредственных причин правонарушения можно разделить на две группы: правонарушения, которые связаны с общей неорганизованностью образа жизни студентов и те, в основе которых лежат конфликты и противоречия, проистекающие из качественной стороны образа жизни.

Общественная опасность у вышеназванных групп не одинакова, но все они наносят обществу моральный, материальный и иной ущерб.

Полученные данные за 1995 — 1998 гг. показывают увеличение числа административных правонарушений, в частности, такого, как управление транспортом в нетрезвом виде, а такие антиобщественные проявления, как кража и хулиганство за последние 3 года снизились; процент правонарушений, связанных с незаконным приобретением и хранением наркотических веществ, остается неизменным.

Изучение личных дел студентов-правонарушителей, журналов посещаемости, протоколов заседаний совета по профилактике правонарушений, приказов ректора и распоряжений декана, других документов, содержащих сведения о личности правонарушителя, а также опрос преподавателей показали, что 90% лиц, осужденных за преступления и 85% привлеченных к административной ответственности имели дисциплинарные взыскания, в связи с нарушением установленных в вузе норм поведения.

На рисунке 1 приведены три уровня, на которые можно разделить противоправные деяния совершаемые студентами вузов.

Нулевой уровень — это дозволенное поведение, выраженное в социальных установлениях — законах и моральных правилах. Здесь личность может отличаться по богатству морально — психологических свойств, по уровню развития, по индивидуальным своеобразиям, склонностям и действиям, интересам и потребностям, вкусам и увлечениям, но по своей направленности и образу жизни она отвечает требованиям социальной нормы.

Рисунок 1 — Уровни противоправного деяния

Первый уровень включает в свою зону деяния, которые нарушают установленные нормативными актами (Уставом вуза, положениями и т.п.) правила поведения студента в высшем учебном заведении или приказы ректора, распоряжения декана. Они могут выражаться в пропусках занятий, порче библиотечных книг, нарушении правил проживания в студенческом общежитии, курении в неположенном месте и т.п. За эти правонарушения следуют такие меры принуждения как дисциплинарные взыскания; замечание, выговор, строгий выговор и отчисление из вуза как крайняя мера воздействия. Это так называемая «реакция администрации». Наказание применяется дифференцированно, в зависимости от того, насколько глубоко нарушена установленная норма поведения. К нарушителю могут быть применены также меры общественного воздействия. По объему первый уровень самый большой.

Второй уровень включает в себя антиобщественные деяния, за которые полагается административная ответственность. Это правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, и мелкое хулиганство. Эти правонарушения существенно различаются в зависимости от конкретного содержания деяния, а также от того, какая нарушается норма права. Но все они имеют признак общественной опасности, так как наносят вред тем общественным отношениям, которым общество придает особое значение и вследствие этого обеспечивает их государственно-правовую охрану. Нарушение этих норм может повлечь за собой применение к индивиду соответствующих административных санкций. А это означает, что правонарушение как социальный факт вызывает предусмотренную законом «реакцию государства», которое и восстанавливает нормальные условия для дальнейшего развития общественных отношений.

Третий уровень образует наиболее опасные правонарушения — преступления. В соответствии с законом преступлениями признаются опасные для правопорядка, противоправные, виновные, наказуемые деяния. Как обоснованно считает Б.С. Никифоров, основным критерием преступности действий (при наличии всех других условий ответственности является значимость, серьезность ущерба, вреда, причиненного тому или иному охраняемому уголовным правом общественному отношению [5, с.20]).

Анализ правонарушений, совершаемых студентами, по степени общественной опасности дает основание сделать вывод о тесной связи между тремя уровнями противоправного деяния. Нередко преступления и административные правонарушения вырастают из первого «фонового» уровня и задача профилактики снизить «фоновый» уровень до нуля.

Личность правонарушителя-студента и ее взаимодействие с социальной средой

Изучение личности, в том числе, правонарушителя - студента невозможно без изучения ее взаимодействия с окружающей средой, так как конкретная среда может иметь весьма существенную специфику в отношении условий, факторов, элементов общественной жизни, определяющих социальное поведение правонарушителя, каналов, через которые происходит формирование его личности и т.д.

Без изучения личности, ее качеств, генетически связанных с противоправным поведением, в ряде случаев нельзя выявить неблагополучные социальные условия, стоящие за таким поведением. В этом случае исследователь сначала изучает личность, выявляет соответствующие криминогенные характеристики и сформировавшие их условия, а затем уже на этой основе делает выводы более широкого плана, указывает на социальные процессы и явления, носящие криминогенный характер [1, с. 10].

Обращаясь к изучению личности правонарушителя и анализируя его поведение, Г.М. Резник приходит к верному выводу, что правонарушитель является продуктом взаимодействия между личностью и социальной средой, и, поэтому, усредняя, типизируя личностные характеристики, среду и механизмы их воздействия, можно познать криминогенные закономерности и получить возможность целенаправленно влиять на, действительно обуславливающие правонарушения, явления и процессы [7, с. 126 ].

Формально личность правонарушителя определяется как личность человека, виновно совершившего опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности. Однако «вопрос состоит в том, какими чертами отличается эта личность, что о ней можно сказать помимо того, что уже выражено в определении (совершение правонарушения)» [5, с. 189].

Наличие качественного своеобразия личности правонарушителя признается не всеми криминологами. По мнению одних криминологов, правонарушителей объединяет то, что все они нарушают запрет, поэтому якобы вести речь о личности правонарушителя как о научной проблеме бессмысленно [2, с.102-103.] Другие усматривают качественное своеобразие личности лишь у определенной части правонарушителей, чье противоправное поведение отличается устойчивостью [9, с. 29]. Можно согласиться с точкой зрения А.Б. Сахарова, что качественное своеобразие личности есть у всякого правонарушителя, ему присущи антиобщественная направленность, отрицательное отношение к общественным интересам и другие свойства, свидетельствующие об общественной опасности его личности [12, с. 13]. Важно не просто фиксировать личностные качества, но и выявлять, стоящие за ними, специфические социальные условия, а также механизмы опосредования такими условиями соответствующих личностных качеств. Это позволяет определить социально типичное в личности, понять, как именно формируется тот или иной тип, каких мер требует его позитивная переориентация.