Смекни!
smekni.com

Правовая защита брака по семейному кодексу РФ (стр. 2 из 2)

Умышленное сокрытие заболевания или патологии, список которых должен утверждаться Правительством РФ, следует предусмотреть в СК РФ как основание для признания судом брака недействительным по иску обманутого супруга (и только супруга), что явилось бы и мерой защиты его интересов, и санкцией по отношению к недобросовестному партнеру. Очевидно, что список этот не может исчерпываться лишь венерическими болезнями и ВИЧ-инфекцией, как это имеет место в настоящее время (п. 3 ст. 15 СК РФ).

В юридической литературе неоднократно высказывались предложения расширить перечень обязательных для заключения брака условий с тем, чтобы не допускались браки с алкоголиками, наркоманами и лицами, страдающими хроническими венерическими заболеваниями.

Нежелательность таких браков бесспорна и обусловлена явной невозможностью создания полноценной семьи, высокой опасностью рождения детей с тяжелой патологией, нестабильностью таких браков. И тем не менее, нельзя согласиться с предложением о включении этих заболеваний в перечень, исключающий возможность вступления в брак (кроме случаев, когда заболевание достигло той степени тяжести, при которой встает вопрос о недееспособности лица). Иногда вступление в брак способствует преодолению недуга, возвращению к нормальному образу жизни. Кроме того, нельзя не учитывать, что лишение брачной правосубъектности затрагивает жизненно важные права и интересы граждан, а потому допустимо лишь в исключительных случаях, к которым применительно к состоянию здоровья человека, на наш взгляд, следует отнести лишь тяжелые психические расстройства или слабоумие, влекущие признание лица недееспособным, что уже учтено в действующем законодательстве.

Другое дело, что наличие таких заболеваний, выявленных при предбрачном медицинском обследовании, обязательно должно быть отражено в предъявляемом в загс медицинском документе с тем, чтобы другой партнер (после обязательной беседы с врачом) мог принять продуманное решение о целесообразности заключения брака.

Виновное введение партнера при вступлении в брак в заблуждение относительно заболеваний, включаемых Минздравом РФ в перечень обязательных для выявления при предбрачном медицинском обследовании (в том числе и по сговору с медицинскими работниками), должно быть признано в законе основанием для признания брака недействительным по иску обманутого супруга с применением последствий, указанных в ст. 46 КБС. В таких случаях есть все основания считать, что нарушено требование добровольного согласия на брак со стороны обманутого супруга, ибо, зная о наличии заболевания партнера, препятствующего созданию полноценной семьи, он отказался бы от вступления в брак, о чем свидетельствует предъявление им иска о признании брака недействительным.

"Не может быть и речи о свободе согласия на брак, если при обмане, допускаемом как одним, так и обоими супругами, в корне меняется отношение к будущему браку", - справедливо отмечает А. М. Нечаева [3]. При этом должны учитываться лишь те обстоятельства, которые имеют правообразующее значение, т.е. обман в отношении которых является согласно закону основанием для признания брака недействительным. Обман относительно состояния здоровья применительно к списку заболеваний и патологий, утверждаемому Минздравом РФ, должен быть, на наш взгляд, отнесен к числу таких обстоятельств.

Как уже отмечалось, признание брака недействительным по указанному основанию являлось бы и мерой защиты интересов обманутого супруга и своеобразной санкцией по отношению к недобросовестному супругу. При отсутствии же доказательств умышленного сокрытия супругом своего заболевания при вступлении в брак речь может идти только о вине медицинского учреждения, выдавшего медицинский документ без указания в нем соответствующего заболевания. В таких случаях брак может быть лишь расторгнут в общем порядке, хотя и с учетом такого заболевания как основания для развода.

Чем больше времени проходит после заключения брака, тем труднее доказывание момента возникновения заболевания у супруга и факта его намеренного сокрытия при вступлении в брак. В то же время при совместном проживании супругов наличие у одного из них патологии, препятствующей созданию нормальной семьи, как правило, довольно скоро перестает быть секретом для другого супруга.

С учетом этого было бы нецелесообразно неопределенно долгое время держать брак под угрозой признания его недействительным по иску одного из супругов по основаниями, касающимся биофизических качеств другого супруга. Для таких исков необходимо установить (в исключение из общего правила ст. 9 СК РФ) срок исковой давности, причем сокращенный - один год с момента, когда истец узнал или должен был узнать о наличии у супруга заболевания или иной патологии, включенных в утвержденный Минздравом России список и скрытых им при вступлении в брак.

Предложения об обязательности предбрачного медицинского обследования делались еще до принятия действующего СК РФ [4], но не были в нем реализованы. Учитывались и трудности диагностики, и, главным образом, необходимость выделения государством на это значительных денежных средств. В социальной действительности беззатратного выигрыша не бывает: при нуле затрат получают нуль результата.

Количество браков, нежелательных с позиций биофизических качеств супругов и заключаемых в силу неосведомленности одного или обоих супругов о негативных последствиях их брака, достаточно велико, а моральные и материальные издержки, связанные с такими последствиями, не идут ни в какое сравнение с расходами на медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Так, результаты выборочного изучения автором бракоразводных дел, рассмотренных судами Омска и Омской области в 1997 г. (изучено 1700 судебных разводов между супругами в возрасте до 35 лет, состоящими в браке не более пяти лет), свидетельствуют о том, что причины большинства разводов так или иначе связаны с биофизическими качествами супругов, присущими им, как правило, уже в момент заключения брака: алкоголизм или наркомания - 510 (30%) разводов; бесплодие - 340 (20%); тяжелые хронические заболевания, в том числе венерические, сахарный диабет, эпилепсия - 153 (9%); наследственная патология, обнаруженная уже после рождения ребенка с тяжелой врожденной аномалией, - 102 (6%) разводов.

Диагностика многих заболеваний, исключающих биологическую полноценность брака, стала намного доступнее благодаря развитию науки, что обусловливает практическую осуществимость предлагаемого закрепления в законе юридических гарантий, "работающих" на предупреждение браков, нежелательных с позиций биофизических качеств партнеров.

Список литературы

См.: Ст. 36 Федерального закона от 22 октября 1997 года "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. \No 47. Ст. 5340.

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996. C. 118

Нечаева А.М. Брак, семья, закон. М., 1984. С.7.

См.: Юркевич Н. Заключение брака по советскому семейному праву. Минск, 1965. С. 35.