Смекни!
smekni.com

Основные правовые системы современности (стр. 5 из 6)

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа — ком­плекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, су­дья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедли­вость.

В период английской колониальный экспансии индусское право пре­терпело существенные изменения. Многие его институты и нормы под­верглись модификации и даже были заменены новыми решениями. Сложи­лось нечто вроде “англо-индусского права”. В области права собствен­ности и обязательного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полного вытеснения индус­ского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индус­ского права.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина “живучести” этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индус­скими социальными институтами и в первую очередь с общинной и касто­вой структурами, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях. В сельской местности большин­ство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе тради­ционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной ко­дификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследствен­ное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных за­конопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифициро­вавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была ши­роко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указа­нию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия брача­щихся, ни достижения ими определенного возраста. Вместе с тем индус­ское право создавало удивительно много препятствий к браку: запреща­лись браки между членами разных каст, между даже очень дальними род­ственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершенно­летних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на одержание членов семьи.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по коди­фикации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь но­выми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавли­вается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулирова­нии таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усы­новление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.

5. Обычное право Африки

Новое право молодых развивающихся государств в результате осо­бенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, ин­дусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента.

Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до коло­низации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литера­турных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устра­нить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скоре соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возмо­жен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как пра­вило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возме­щении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конеч­ном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и груп­пами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследования, землевладения решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родствен­ников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной об­щины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды обра­зовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также уста­навливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень ред­ким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стреми­лись внедрить в африканских странах право, действовавшее в метропо­лии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во фран­цузской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португаль­ское — в Анголе и Мозамбике, английское — в колониях Англии. Метро­полиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мне­нию, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате ко­лониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимущество административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений — землевладение, семейное и наследственное право — оста­лись в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запре­щены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судь­ями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законода­тельством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодо­лением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирую­щего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг от­ношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших фран­цузских колониях после получения независимости принято более ста ко­дексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных стра­нах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает прежде всего такие отрасли современного права, как конституционное, обязательст­венное, уголовное, судоустройство.