Смекни!
smekni.com

Политология (стр. 4 из 5)

Авторитарному политическому режиму присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и прину­дить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внепо­литические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается глав­ным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, обществен­ного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную соци­альную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправле­ния.

6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем на­значения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из этого, авторитаризм - политический режим, при котором не­ограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне со­вместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. При авторитаризме власть единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера, вождя) или правящей группировки не ограничивается правом и учреждениями, избранными широкими народными массами, не реализуется принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от пози­ции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у гра­ждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ог­раниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую ста­бильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических про­тивников.

Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бель­гия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где мо­нархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудов­ская Аравия). Военное правление предполагает присвоение власти военными, чаще всего путем переворота. Политическая деятельность либо вообще за­прещена, либо ограничена. В современных условиях чистый авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты едва ли возможен, но существуют его различные варианты.

2. Струве П.Б. и Милюков П.Н. о правах человека

П.Б. Струве (1870-1944) — экономист, религиозный философ, историк, публицист, один из самых крупных политических мыслителей России, оста­вивший яркий след в теории и практике российского либерализма. Создатель и лидер конституционно-демократической партии. В годы гражданской войны был министром в правительстве Врангеля, затем в эмиграции преподавал экономику и право в крупнейших европейских университетах, редактировал российские зарубежные издания “Русской мысли”, “Возрождения” и др. Струве отказался от социалистического идеала, видя его несостоятельность в том, что “социализм добро и зло в человеке связывает с внешними усло­виями жизни, тогда как “добро” в человеке всецело зависит от его свобод­ного подчинения высшему началу”. [8, с.219]

Взгляды Струве на права человека в корне расходятся со взглядами софистов, приверженных автономии личности и утверждающих, что максимум несвободы обеспечивает максимум нравственной свободы. Он считал, что “свобода решения заключает в себе непременное условие нравственности действования”. Все, что ограничивает свободу действия, посягает и на всякое нравственное решение. При этом нравственные решения не воплоща­ются в нравственные действия, потому, что между ними возвышаются ро­гатки, воздвигнутые во имя этой нравственности, если верить мнимым друзьям свободы и подлинным слугам силы. Струве утверждает, что —“ тес­ная связь между свободой внутренней, свободой убеждения и свободой внеш­ней, свободой действования, удостоверяется и историей человечества…” Право личности рассматривается им как абсолютное право или право субъек­тивное, а права, заключенные в нормах права, — объективные права. Когда права перестанут быть юридическими нормами и опираться на принуждение, тогда принуждение всецело уступит свободе. Струве утверждал, что абсо­лютное право составляет существенное и вечное содержание либерализма. Первым словом либерализма была свобода совести. Идее абсолютного права личности противостоит доктрина, что всякое право есть создание всемогу­щего государства, и существует только по его милости.

Рассуждая о национализме, Струве приходит к выводу о “безусловном признании прав зиждителя национального духа, человеческой личности, на свободное развитие всех его сил, на самочинное мышление и действование. Если верно, что “нация есть начало духовное”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственно реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку”. [9, с.12-19]

П.Н. Милюков (1850-1943) — историк, политический деятель, публи­цист. Ученик В.О. Ключевского, преподавал в Московском университете, за связь с левыми и либеральными кругами был отстранен от преподавания и десять лет провел за границей. После возвращения в 1905 году вместе со Струве и другими создал конституционно-демократическую партию. Во Вре­менном правительстве занимал пост министра иностранных дел. После при­хода к власти большевиков эмигрировал.

Милюков считал, что при появлении в цивилизованном обществе учение о правах человека искало себе опоры скорее в индивидуальной, чем в соци­альной стороне человеческой психики. По его выражению “сознание прав че­ловека, было скорее волнение “совести”, чем требование “чести”. Сознание независимости личности от государства вырабатывалось в сфере вопросов религиозных, прежде чем оно нашло себе применение в сфере правовых отно­шений. Распространение индивидуалистических понятий прав человека и ра­ционализацию понимания “естественных прав человека” связано с распро­странением этих идей во Франции в 18 веке, откуда они распространились по всему миру.

Современность, по мнению Милюкова, ставила новые задачи научно-со­циологического обоснования прав и свобод человека. Так как центральной идей социологии является идея психологического взаимодействия, то права человека он рассматривает как продукт взаимодействия в обществе. Рас­сматривая, свободу печати, приходит к выводу — свобода печати есть необ­ходимое условие усовершенствованного взаимодействия на известной ступени культурного развития. Сторонники индивидуалистической теории человече­ских прав, по его мнению, не могут стать на эту точку зрения, так как они вырывают личность из социальной среды. Они представляют права чело­века как нечто данное apriori, общество и государство — как вечного врага и противника этих прав. Милюков рассматривает права человека как продукт общественного развития — личность “не только сохраняет и обере­гает, но и вырабатывает и развивает свое сознание прав”, а общество “со­вершает при этом не только разрушающую, но и созидающую работу”. Нормы, созданные общественным взаимодействием составляют всю совокупность прав личности. Таким образом, права личности не рождаются с нею: они есть продукт весьма сложного и деликатного общественного равновесия, устанав­ливающегося долгой работой поколений — равновесия, легко исчезающего вновь при серьезных общественных потрясениях. Личность должна оберегать чужую свободу так же, как свою собственную, ибо это действительно одна и та же — общественная —свобода. Вред, наносимый преследованием свободы мнения, заключается в нарушении равновесия в ежедневном функционировании общественного организма, и это вынуждает организм к принятию таким мер самообороны, которые делают нормальную общественную жизнь невозможной. По мнению Милюкова политика преследования свободного слова (свободы пе­чати) может принести неисчислимый вред. Когда эта политика достигнет своего результата, она приведет к полному самоуничтожению. [4, с.31-35]

3. Определение термина “эгалитаризм”

Эгалитаризм (франц. egalitarisme, от egalite - равенство), концеп­ция всеобщей уравнительности как принципа организации общественной жизни. Приверженцы эгалитаризма Жан Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф. Эга­литаризм характерен для “казарменного коммунизма”. Эгалитаризм — это вульгарное извращение принципа социального равенства. Равенство (соци­альное), характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом про­цессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали ра­венство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равен­ство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в том числе равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы. В противополож­ность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных ус­ловий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущест­венного, экономического равенства как реализации социальной справедливо­сти выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 веках. В современной общественной мысли подвергаются критике прими­тивные принципы уравнительного распределения и установления полного ра­венства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обос­новывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступаю­щих в жизнь поколений.