Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика института расторжения брака по российскому и мусульманскому праву (стр. 2 из 2)

При рассмотрении вопроса о том с кем будут проживать несовершеннолетние дети, закон исходит из того, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (СК РФ ст. 61), но при рассмотрении этого вопроса российские суды в большинстве случаев без достаточных оснований отдают предпочтение матери.

М. обратилась в Федеральный суд Советского района г. Махачкалы с иском о расторжении брака к М. и передачи ей на воспитание 6 летнего сына. Без проверки заявления о том, что М. злоупотребляет спиртными напиткам суд принял решение об удовлетворении иска М.

По жалобе ответчика указанное решение в части передачи ребенка на воспитание истицы судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РД было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении дела в суде доводы ответчика нашли подтверждение и в иске М. было отказано.

При принятии решения относительно детей старше 10 лет суд обязан принимать во внимание их мнение.

Мусульманское право при решении вопроса о том с кем будет проживать несовершеннолетний ребенок исходит из следующего. Правом воспитания ребенка его родственники пользуются в таком порядке: мать, мать матери, отец, его мать, затем родственники по степени близости их родства, причем женщины предпочтительнее мужчин. По шариату после развода преимущественным правом на воспитание детей, не достигших 6-7 лет, обладает мать. Если дети достигли старшего возраста, то они сами выбирают, с кем остаться. Однако с кем бы они ни находились - с отцом или с матерью, - обязанность материальной опеки над детьми все равно лежит на плечах отца.

В данном случае нет необходимости в судебном процессе, поскольку шариат точно определяет принадлежность права на воспитание ребенка. При нарушении права на воспитание дело рассматривается судом, который принимает решение о том, кому принадлежит право на воспитание ребенка. Расходы на содержание ребенка мусульманское право возлагает на лицо, воспитывающее ребенка. Если лицо, воспитывающее ребенка, ведет аморальный образ жизни, то оно по решению шариатского суда может быть лишено права на воспитание ребенка.

Неожиданное судебное решение показывает, каким может быть компромисс между двумя такими разными системами права, как светское российское и законы шариата. В Советском районном суде Махачкалы рассматривалось дело, которое выиграла гражданка М. Она настаивала на признании за ней права собственности на долю частного домовладения, ссылаясь на то, что оно было построено ею совместно с мужем А., с которым она вступила в брак по шариату еще в 1936 году. Сын другой, официальной жены утверждал, что истица не может быть признана супругой его покойного отца, поскольку брак между ними не был зарегистрирован в органах ЗАГСа. Тем не менее суд удовлетворил иск, признав, что М. в период с 1936 по 1954 год находилась в фактических брачных отношениях с А., и в силу этого признал за ней право на собственность. Фактические брачные отношения или религиозный брак, заключенный до Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, могут иметь те же правовые последствия, что и зарегистрированный в ЗАГСе.

Другое дело, что воспользоваться этим могут только долгожители.