Смекни!
smekni.com

Сохранность пенсионных средств: миф или реальность? (стр. 2 из 2)

Таким образом, к порядку распределения финансового результата негосударственными пенсионными фондами могут быть по аналогии закона применены нормы, регулирующие распределение финансового результата государственным пенсионным фондом.

НПФ для исполнения принятых на себя обязательств перед застрахованными лицами не имеет возможности принять решение о восполнении дефицита средств за счет страхового резерва, поскольку страховой резерв создается для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, но не перед застрахованными лицами (ст. 20 Закона № 75-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 75-ФЗ участник – физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. То есть участником именуется лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор и сформированы пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

Следовательно, страховой резерв формируется исключительно на случай недостаточности средств пенсионных резервов для исполнения обязательств перед участниками. НПФ не только не имеют оснований для принятия решения о направлении средств страхового резерва на покрытие отрицательного финансового результата от размещения пенсионных накоплений, но и не вправе этого делать под страхом привлечения к административной ответственности.

Отметим, что до настоящего времени не существует ни одного объединенного гарантийного фонда, в который могли бы вступить НПФ для покрытия отрицательного финансового результата. Отсутствие объединенных гарантийных фондов связано с отсутствием закона, в соответствии с которым могли бы создаваться такие фонды, а также с отсутствием нормативных актов ФСФР по вопросам создания и деятельности объединенных гарантийных фондов.

НПФ не имели и не имеют возможности участвовать в обществах взаимного страхования или заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств перед участниками с целью компенсации рыночных потерь от изменения рыночной цены ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона № 75-ФЗ подобным образом могут быть обеспечены только дополнительные гарантии участникам. Обязательства перед застрахованными лицами в соответствии с действующим законом обеспечены быть не могут.

Таким образом, доводы о необходимости компенсации отрицательного финансового результата от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, обществ взаимного страхования или страховых организаций противоречат ст. 23 Закона № 75-ФЗ.

Судебная практика

Имеющаяся судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции не дает оснований для универсализации принципа сохранности пенсионных средств.

Так, три судебные инстанции и ВАС РФ по одному из дел рассматривали вопрос исключительно об уменьшении обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, возникших по конкретным договорам негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения и связанных с отрицательным финансовым результатом от размещения средств пенсионных резервов. Вопрос об уменьшении обязательств по обязательному пенсионному обеспечению в связи с отрицательным финансовым результатом, полученным от инвестирования средств пенсионных накоплений, не был предметом рассмотрения ВАС РФ (Определение от 07.07.2010 № ВАС-8713/10).

В названном Определении ВАС РФ очень важно указание на то, что, поскольку законодательством предусмотрено «создание фондом страхового резерва для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, суды пришли к выводу о неправомерных действиях фонда по одностороннему изменению обязательств перед своими вкладчиками и участниками, и, следовательно, законности оспариваемого предписания, вынесенного службой в пределах своей компетенции».

Таким образом, судебная практика не только не указывает на необходимость компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений, но и формирует важнейший вывод, составляющий основу экономического функционирования НПФ: фонд тогда не может уменьшать свои обязательства перед вкладчиками и участниками, когда законом предусматривается создание специального механизма и источника (страхового резерва), который позволяет компенсировать отрицательный финансовый результат. Создание такого механизма и источника (страхового резерва) предусмотрено для компенсации отрицательного финансового результата, полученного от размещения средств пенсионных резервов (ст. 23 Закона № 75-ФЗ). Создания механизма и источника для компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений законом не предусмотрено.

Как видим, действующее законодательство и судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции по-разному подходят к вопросу действия принципа сохранности пенсионных средств. На пенсионные резервы, формирующиеся для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, принцип сохранности распространяет свое действие, а на пенсионные накопления, формирующиеся для исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, нет.

Список литературы

1 Утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.07.2010 № 10-44/пз-н.

2 Утв. Приказом Минфина России от 18.11.2005 № 140н.

3 Утв. Приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н.