Смекни!
smekni.com

Материальная ответственность предприятия за ущерб, причиненный работникам повреждением здоровья (стр. 3 из 5)

В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 года содержится следующее разъяснение: нетрудоспособным лицам, получавшим при жизни умершего пенсию или имевшим заработок, возме­щение вреда может быть присуждено в том случае, когда часть заработка погибшего, приходившаяся на долю каждо­го из них, являлась постоянным и основным источником их существования.

Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась системати­чески, в течение некоторого периода, и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.

Что касается основного значения помощи, того, была ли помощь умершего основным источником средств к су­ществованию, то этот вопрос можно выяснить путем срав­нения размера помощи со стороны умершего и других доходов. Основной источник средств к существованию в рассматриваемом смысле необязательно должен быть единственным. Поэтому получение членом семьи заработ­ной платы, пенсии или стипендии не исключает факта на­хождения его на иждивении умершего. Решение вопроса зависит от конкретного соотношения размера получаемой трудоспособным членом семьи заработной платы, пенсии или стипендии и размера помощи, оказывавшейся ему умершим. Например, в семье, состоявшей из двух человек, жена, имевшая заработок 25 тыс. рублей в месяц, являлась иждивенкой мужа, зарабатывавшего 320 тыс.. рублей в ме­сяц. И наоборот, жена, имевшая заработок 160 тыс. руб­лей, не являлась иждивенкой мужа, зарабатывавшего 100 тыс. рублей.

Пленум Верховного суда РФ обратил внимание судов на то, что право несовершеннолетнего на получение возмеще­ния в связи с гибелью кормильца сохраняется за ним и в случае его последующего усыновления. Возмещение, при­сужденное супругу, сохраняется за ним и при вступлении в новый брак.

Нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении умершего работника, но имевшие ко времени его смерти право на получение от него содержания, имеют право и на получение возмещения вреда, причиненного смертью кор­мильца.

То обстоятельство, что данные граждане не реализовали свое право на получение алиментов при жизни работника, не лишает их возможности осуществить это право после его смерти.

Пленум Верховного суда указал, что круг нетрудоспо­собных лиц, имеющих право на возмещение вреда, но не получавших содержания от потерпевшего ко дню его смер­ти, определяется в соответствии с Кодексом о браке и се­мье (ст. 25, 26, 76, 77, 80 - 86).

В решении указанного вопроса законодательство исходит из наличия между гражданами брачных или определенных родственных отношений.

Право на получение содержания, а следовательно, на возмещение вреда в связи с гибелью лица, обязанного такое содержание оказывать, имеют: супруг от другого супруга; дети от родителей; родители от детей; пасынки и падчерицы от отчима и мачехи; отчим и мачеха от пасынков и падчериц; братья и сестры от братьев и сестер; внуки от деда и бабушки; дед и бабушка от внуков; воспитанники от фактических воспитателей; фактические воспитатели от своих воспитанников.

Общим условием возмещения работодателем вреда, причиненного смертью кормильца, является нетрудоспособ­ность члена семьи. Обычно юридические факты, являющи­еся основанием для возмещения вреда, должны иметь ме­сто на день смерти работника. Однако Правила (ч. 4 ст. 26) в отличие от ранее действовавшего законодательство уста­новили из этого общего положения важное исключение: время наступления нетрудоспособности члена семьи (до или после смерти кормильца) не влияет на его право на возмещение вреда.

Пленум Верховного суда РФ разъяснил судам, что в данном случае имеются в виду те члены умершего, кото­рые на день его смерти состояли на его иждивении или имели ко дню смерти право на получение от него содержа­ния, а также один из родителей, супруг или другой член семьи, если ко дню смерти потерпевшего они не работали, были заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет, и достигли пре­старелого возраста либо стали инвалидами в период осуще­ствления такого ухода.

Пример. Ко дню смерти мужа вследствие трудового увечья жене было 49 лет, она была трудоспособна. Много лет она не работала, была занята воспитанием детей и на­ходилась на иждивении мужа. Через 6 лет после его смер­ти вдова достигла 55 лет, то есть стала нетрудоспособной по возрасту. Со дня достижения 55 лет она приобретает право на возмещение вреда за счет работодателя.

В указанном примере какой-либо перерасчет назначен­ных сумм возмещения не производится, так как в силу ст. 27 Правил доля, приходящаяся на иждивенцев-трудоспособных, при первоначальном ее определении учитывается, но не выплачивается, пока это лицо не утратило трудоспо­собность.

В том же случае, если член семьи стал нетрудоспособ­ным после смерти кормильца, а доля, приходящаяся на него ранее, из общей суммы возмещения вреда не выделялась, производится перерасчет ранее назначенных другим лицам выплат. Такой перерасчет производится в порядке ст. 28, 46, 48 Правил.

Принцип смешанной ответственности

Правила пре­дусматривают, что в случаях, когда грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего раз­мер возмещения соответственно уменьшается.

Гражданский кодекс и Правила по-разному ре­шают вопрос о возможности отказа в иске при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ГК, если грубая неосторож­ность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего (а при вине причинителя вреда — и в зависи­мости от степени его вины) размер возмещения должен быть уменьшен либо в возмещении вреда должно быть отказано, если иное не установлено законодательством.

Иное решение дано в ч. 2 ст. 7 Правил, устанавливаю­щей, что при грубой неосторожности потерпевшего и от­сутствии вины работодателя в тех случаях, когда его ответ­ственность наступает независимо от вины (причинение вреда источником повышенной опасности), размер возмещения также соответственно уменьшается. Однако при этом отказ в иске не допускается.

Таким образом, по Правилам грубая неосторожность потерпевшего даже при отсутствии вины причинителя вреда может привести к уменьшению размера возмещения, но не к отказу в иске.

Пленум Верховного суда счел необходимым разъяснить судам, что грубая неосторожность потерпевшего, содей­ствовавшая возникновению или увеличению вреда, может явиться основанием для отказа в возмещении вреда только в том случае, если потерпевший не состоит с причинителем в трудовых отношениях. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Правил смешанная ответственность в принципе не применяется к дополнительным видам возмещения, к выплате единовре­менного пособия, а также при возмещении вреда работо­дателем в связи со смертью кормильца.

Вопрос о том, является ли неосторожность грубой не­брежностью или простой неосмотрительностью, не влияю­щей на размер возмещения вреда, должен быть разрешен судом в каждом случае с учетом конкретных обстоя­тельств. В частности, как указал Пленум Верховного суда Российской Федерации, грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое состояние потерпевшего, содей­ствовавшее возникновению или увеличению вреда.

При определении степени вины потерпевшего рассматри­вается заключение по этому вопросу профсоюзного коми­тета предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, создаваемого в соот­ветствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях").

Заключение должно содержать оценку действий потер­певшего, указание на наличие или отсутствие грубой неос­торожности с его стороны и предполагаемую степень его вины (в процентах).

В силу ст. 7 Правил заключение профкома предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа не обязательно для работодателя и суда, но, не со­глашаясь с заключением, они должны обстоятельно обосно­вать причины несогласия. Профком, готовя заключение, знакомится со всеми материалами о несчастном случае и обстоятельствами дела. Согласно ст. 39 Правил профком предприятия по просьбе потерпевшего или других заинтере­сованных граждан выделяет своего представителя для учас­тия в переговорах с работодателем на стороне потерпевше­го. Представитель должен, в частности, подробно обосно­вать заключение о смешанной ответственности.

В случае рассмотрения иска о возмещении вреда в суде заключение профкома или иного представительного органа работников является важным доказательством при решении вопроса о смешанной ответственности, которому суд дол­жен дать оценку с учетом иных доказательств, собранных по делу.

Исчисление среднемесячного заработка

Вопросы исчисления среднего заработка при определении размера возмещения вреда регулируются ст. 13 — 15 Правил. Наря­ду с этим Пленум Верховного суда счел целесообразным разъяснить судам, что в случаях, когда потерпевший про­работал в организации (у работодателя), где он получил увечье, менее 12 календарных месяцев, но до этого рабо­тал в другой организации, среднемесячный заработок ис­числяется за все 12 календарных месяцев работы, в том числе по всем предыдущим местам работы без ограниче­ния каким-либо сроком.

Введенный с 1 декабря 1992 года порядок подсчета не­сколько отличается от ранее принятого. В прошлом зарабо­ток подсчитывался за 12 месяцев, которые набирались в течение двух лет перед трудовым увечьем (наступлением утраты трудоспособности или прекращением работы, по­влекшей профессиональное заболевание). Если работник за эти два года проработал меньшее число месяцев, средне­месячный заработок подсчитывался за фактически прорабо­танные месяцы в этих двух годах.