Смекни!
smekni.com

Чёрная металлургия России (стр. 4 из 8)

Металлисты поступают так, как все нормальные субъекты рынка: спрос есть - гоним вверх цены. Но другие, не менее нормальные субъекты, завязанные на металл, забили в гонги и барабаны.

Но настоящую бучу подняли нефтяники и производители труб для них и для газовиков: бизнесмены просят или снизить цену на металл до уровня декабря, или полностью снять таможенные барьеры на ввоз импортных труб и оборудования. Если не произойдет того или другого, нефтяники грозят ростом цен на ГСМ на треть и даже срывом посевной.

Такого сюжета с открытыми границами металлурги, похоже, не ожидали. А что если Правительство и вправду откроет границы, при этом сразу убив двух зайцев (второй - реверанс перед ВТО): это положило бы конец монополии отечественных металлистов на трубном рынке, самом металлоемком и платежеспособном. Правда, нефтяникам за их жалобы тоже досталось. Их обвинили в том, что они занимаются лоббизмом, а сами не вкладывают деньги в развитие отрасли.

Будет ли реакция властей и когда? Авторы этого маневра выбрали крайне удачный момент: министерства сейчас поглощены собственной реорганизацией. Так, в Министерстве промышленности и энергетики нам сообщили: "Мы пока не занимаемся ничем". Более или менее внятный комментарий мы получили только из Федеральной антимонопольной службы. Как сообщил нам пожелавший не называть себя чиновник из этого ведомства, "быстрой реакции и быстрого ответа не будет - надо разобраться. Рынок сложный. Мы направили запросы в ведущие металлургические компании, ждем ответа". На вопрос, какие отрасли пострадают от повышения цен на металл в первую очередь, мы получили простой и понятный ответ: "От труб и машин - до ведер. Мы очень боимся цепной реакции. Но четкий ответ и о последствиях, и о плане действий вы услышите не раньше, чем через неделю".

Ясно, что власть не успевает отреагировать до Дня юмора и смеха. Металлурги выполнят свое намерение. К середине месяца, быть может, включится тяжелый и неповоротливый механизм антимонопольного расследования на предмет: "а был ли сговор", сработающий, дай бог, к маю. Отсюда вывод: нефтяники при желании могут сделать с посевной все, что угодно.

Кто под ударом? Помимо покупателей автомашин, труб и ведер, это - сельхозники и ЖКХ. Наши аграрии пока никак не отреагировали на угрозы нефтяников, зато в Казахстане, который сидит на российских нефтепродуктах, открыто говорят, что соглашение торговцев нефтепродуктами и властей о замораживании цен на "горючку" на время полевых работ скорее всего будет сорвано. Там готовы реанимировать планы создания интервенционного резерва ГСМ, которым будут поддерживать аграриев. Поскольку на таких же соглашениях держится и российский АПК, то же ждет и нас.

Что касается ЖКХ, то металлурги, не таясь, объявили о повышении с мая цен на трубы для "коммуналки" на 35-40 процентов. Безусловно, это очень быстро докатится до конечного тарифа на коммунальные услуги.

Между тем некоторые эксперты полагают, что милые, бранясь, откровенно тешатся. Повышать тарифы хотят на самом деле все, говорят эти наблюдатели: и нефтяники, и трубники, и производители машин. Конечно, кто-то при этом опасается падения спроса, а кто-то вовсе даже этого не боится. Взять ГСМ - посевная ведь все равно будет, бюджет ради зерна и картошки компенсирует все, что угодно. Но заставить бюджет "вникнуть в сложности" с кондачка нельзя, для этого нужно обстоятельство непреодолимой силы, в каковом качестве и выступают "злые" металлурги.

В такой ситуации "крайними" могут оказаться, во-первых, потребители, во-вторых, авторы макроэкономических прогнозов, которые обещают неуклонное снижение инфляции вкупе с экономическим ростом. Инфляционный виток - прямое следствие благоприятной конъюнктуры и бурного роста. Сам факт, что вокруг цен на металл стоит такой стон, говорит о том, что в России металл нужен, что из него что-то делают и это "что-то" покупают.

Музыку трубы услышит рынок

Похоже, мы уже привыкли к постоянному повышению цен. Растет стоимость продуктов питания, основных потребительских товаров и услуг, электроэнергии, газа, воды... Но далеко не всегда мы задумываемся о том, что же является причиной смены ценников. Казалось бы, как цена на металлопродукцию, выпускаемую крупными металлургическими предприятиями, может повлиять на наши коммунальные платежи? Оказывается, может.

Всем известно, что основные блага цивилизации - вода, газ, нефть - движутся по трубам. Чтобы это движение было беспрепятственным, а объемы постоянно нарастали, необходимо строить новые трубопроводы и регулярно ремонтировать старые. А что будет, если цены на эти трубы станут существенно подниматься? Естественно, возрастут транспортировочные расходы, а вслед за ними - стоимость сырья, которое по этим трубам движется.

Ситуация с ростом цен на трубы этой весной стала настолько серьезной, что заставила основных потребителей труб - нефтяные, газовые и транспортные компании - направить письмо в адрес Правительства по поводу необходимости стабилизации цен на трубную заготовку и стальные трубы. По мнению представителей ТЭКа, рост цен на металлопродукцию приведет к резкому увеличению инвестиционных и эксплуатационных затрат на обеспечение запланированных объемов добычи нефти и газа, что, в свою очередь, вынуждает компании изыскивать дополнительные средства на инвестиции. Такое развитие событий может привести к удорожанию каждой добытой тонны нефти и кубометра газа на 25-30 процентов, необходимости повышения цен на горюче-смазочные материалы на 20-25 процентов, что недопустимо в период подготовки к посевным работам в стране. Кроме того, как стало известно, с мая 2004 года возрастут цены на трубы для нужд ЖКХ на 35-40 процентов.

Масштабное повышение цен на чугун, ферросплавы (до 100 процентов) и на трубную заготовку (до 30 процентов) серьезно дестабилизирует внутренний рынок и, безусловно, вызовет цепную реакцию в повышении цен на весь сортаментный ряд бесшовных труб, широко используемых в нефте- и газодобыче и ЖКХ.

ОАО "Газпром" и несколько крупных нефтяных компаний предлагают в качестве одной из мер по недопущению роста цен на трубную продукцию установить с марта 2004 года дополнительные таможенные пошлины до 30 процентов на экспорт металлолома, ферросплавов, чугуна, заготовки для передела и листового проката. Об этом говорится в их письме.

Одной из основных причин роста цен на трубы является резкое повышение цен на заготовку для дальнейшего передела и листовой металлопрокат (штрипс) металлургическими предприятиями. Еще одной мерой, по мнению нефтяников, может стать запрет металлургическим предприятиям-монополистам увеличивать цены на продукцию без согласования с антимонопольными структурами. Кроме того, в случае невозможности принятия указанных мер компании предлагают освободить закупку труб по импорту от всех видов таможенных сборов. Нефтяники и газовики считают, что повышение цен на трубную продукцию приведет к значительному увеличению затрат на добычу нефти и газа и в конечном итоге негативно скажется на экономических результатах страны в целом.

Против роста цен на металлопродукцию уже выступили российские парламентарии. Так что вполне возможно, что слова потребителей продукции металлургов о необходимости более внимательно относиться к процессам, влияющим на уровень инфляции, не останутся гласом вопиющего в пустыне. В последнее время Минэкономразвития и Минфин приложили огромные усилия к тому, чтобы инфляция не превысила заданного уровня, и поэтому можно надеяться, что не возникнет ситуации, когда в бюджетообразующих секторах российской экономики цены растут такими темпами.

Инвестиции в черную металлургию России

1.Обновление основных фондов предприятий черной металлургии и инвестиции

В конце ноября 2002 г. страницы печатных изданий России опять запестрели сообщениями о необходимости активизации инвестиционной политики государства, о привлечении иностранных инвестиций для модернизации производства, о возможности расширения базы экономического роста страны. Тема достаточно серьезная и актуальная, тем более для черной металлургии, у которой сегодня уровень износа основных производственных фондов предприятий составляет 53, 5%, в том числе зданий - 32%, сооружений - 57, 4%, машин и оборудования - 64, 5 процента. По некоторым металлургическим предприятиям возраст основных фондов доходит до 60-70 лет при нормативном сроке в 25 лет. Главная причина такого положения - недостаточность объемов инвестирования средств в обновление основных фондов.

Незначительные объемы инвестиций в черную металлургию существенно сдерживают процесс технической реконструкции отрасли. Об этом уже говорилось и писалось ни один раз, в том числе и на правительственном уровне. А уж если сравнить показатели объемов инвестиции с металлургией зарубежных стран, то станет ясно, как отстает отечественная металлоиндустрия.

К примеру, среднегодовой объем инвестиций в черную металлургию США в 1991-1999 годах - около $2, 3 млрд, в странах Европейского союза - в 1991-1999 годах - $3, 4 млрд. Объемы инвестиций в черную металлургию России в 1991 - 1995 годах составили $1, 1 млрд, а в 1996-2000 годах объемы инвестиций снизились до $0, 8млрд.

Инвестиции в черную металлургию России в расчете на 1 тонну стали (в сопоставимых показателях) в 1996 - 2000 годах составляли $12-14, в США - около $30, в странах Европейского союза - $25. В западных странах за этот период инвестиции составили около $25/т стали, т.е. выше, чем в России почти в два раза.