Смекни!
smekni.com

Декоративный текстиль (стр. 7 из 9)

Кисти для нанесения красок используют самые разные, в первую очередь в зависимости от того, какие цели ставит перед собой мастер. Для покрытия ткани сплошным слоем одноцветной краски используют широкие плоские кисти, называемые флейцами. Для меньших поверхностей, а также для выполнения мелких деталей используют тонкоконечные кисти № 6-12. Вместо кистей можно использовать ватные тампоны. Они представляют собой куски ваты, намотанные на специальные палочки. С одной стороны, это удобно, так как при использовании нескольких красок не требуется большого количества кисточек (при использовании одной кисточки могут образовываться грязные пятна). С другой стороны, этот способ не всегда позволяет добиться той же детализированности и выразительности рисунка, которых можно достичь при помощи кистей.

Для нанесения контурных красок и контурных составов используются специальные бутылочки для красок. Поступление их на ткань, а последовательно, и толщину линии регулируют при помощи пера.

Если таких бутылочек нет, их заменяют стеклянными трубочками. При этом необходимо, чтобы трубки были изготовлены из тонкого стекла. Дело в том, что толщина линии зависит не только от толщины отверстия в трубке, но и от ее общего диаметра: чем он больше, тем толще получается линия. Кроме того, слишком толстые стенки трубок могут приводить к непредвиденному растеканию краски по ткани, а следовательно, к браку.

Более толстые трубочки применяют при нанесении контура на толстые ткани, более тонкие трубочки – при нанесении на прозрачные ткани, например, на тонкие разновидности шелка.

Желательно, чтобы такие трубочки были снабжены резервом. Такие трубочки не требуют слишком частого наполнения и, соответственно, частых перерывов в работе, что, конечно же, сказывается на качестве нанесения резерва. После работы трубочки обязательно промывают бензином и прочищают при помощи проволоки, на конец которой намотан кусок ваты.

Для работы в технике горячего батика используют не трубочки, а специальные воронки с отверстиями разных диаметров. Такие воронки при желании можно изготовить самостоятельно. Кроме того, для работы в данной технике необходимо иметь кружку для разогревания резерва. Она должна иметь два дна, между которыми находится электролампочка.

Для разведения современных красок, которые не требуют кипячения, можно взять обыкновенный стакан, стеклянный или пластмассовый. Понадобиться также другие емкости для хранения разведенных красок, которые нередко остаются, а потому лучше взять закрывающие стаканчики или коробочки, в которых выпускают некоторые продукты, например, йогурты, масло и т.д.

Красители

Красители для росписи тканей используют разные, которые различаются сферой своего применения. Кроме того, их можно противопоставить друг другу и на основании способов приготовления краски и закрепления ее на поверхности ткани. Однако главным основанием для разделения красителей на группы являются все-таки технические свойства. С этой точки зрения выделяют прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Характер красителя обычно обозначается при помощи специальной маркировки. На красителях отечественного производства проставляются буквенные и цифровые обозначения, на основании которых можно выяснить характеристики красителя. Сначала указывают тип красителя, затем буквой обозначают его цвет (С-синий, З-зеленый, К-красный и т.п.).

Интенсивность цвета и оттенок обозначается посредством буквы и цифры. Так, например, если красный краситель имеет ярко выраженный синеватый оттенок и приближается к фиолетовому цвету, то на упаковке будет стоять «ЗС». Это касается, прежде всего, буквы. Цифровое обозначение призвано показать, какова интенсивность дополнительного оттенка – в нашем случае синего оттенка в красном красителе. Краситель, на котором стоит «2С», будет иметь менее выраженный оттенок, чем краситель, маркированный «3С». Другими словами, чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. Иногда на упаковках обозначают также характеристику красителя с точки зрения прочности.

Для различных тканей используются различные красители, хотя существуют универсальные красители, но они не всегда полностью соответствуют своему названию.

Пользуясь концентрированными импортными красителями, необходимо разобраться, чем их разводят – спиртом или водой. Отечественные красители Дербеневского химзавода требуют специальной подготовки перед росписью. Важно знать и способ закрепления красителя на ткани можно ли ограничится обычной утюжкой или необходимо запаривание. Существуют так же фломастеры, предназначенные специально для тканей. Рисунок, нанесенный с их помощью, закрепляют, проглаживают утюгом.

Красители по своим техническим свойствам делятся на группы. Хромовые – применяются для росписи ткани из натурального шелка и шерсти, растворяются в воде и хорошо смешиваются между собой и прямыми красителями, после запарки меняют цвет. Прямые – применяются для росписи хлопчатобумажных тканей, растворяются в воде, имеют яркие краски и хорошо сливаются между собой. Кислотные – применяются для росписи ткани из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических волокон, растворяются в воде, в которую добавлен уксус, муравьиная или серная кислота, хорошо смешиваются между собой и ровно растекаются по ткани. Анилиновые – продаются в порошках, растворяются в воде, имеют способность хорошо растекаться.

Вся работа по росписи ткани основана на большой или меньшей способности красителя растекаться по ткани. Перед началом работы необходимо подобрать красители по тонам, соответствующим эскизу, путем сливания добиваться нужных оттенков.


5 Творческая часть

5.1. Идея

С Древних времен люди стремились улучшить и украсить свое жилище. Расписывая стены люди, изображали охоту, животных, птиц. Изображения птиц служили символами божественной сущности, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между зонами, души, дитяти, духа жизни.

Птица – широко распространенный символ духа и души в древнем мире, сохранивший это значение в христианской символике. По преданию, индийское древо жизни было населено птицами, которые символизировали человеческие души.

Птица является символом воздуха, когда она олицетворяет воздух, а также атрибутом одного из пяти чувств – осязания. В аллегорических изображениях Весны, пойманные и прирученные птицы сидят в клетке. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей. В египетской символике птицы – петух, феникс, орел, лебедь – ассоциировались со светом и духом, считались солнечными символами.

Изображение головы божества или человека на фоне птицы имеет древние традиции: египетский бог Тот являлся в виде ибиса, а коленопреклоненные верующие изображались с пером на голове, которое свидетельствовало о передаче указаний свыше. Крылатым был и римский Амур (Купидон).

По аналогии многие народы изображали в виде птицы существо с более высоким уровнем сознания, посредника между человеком и богом. У американских индейцев жреца охраняет и вдохновляет птица грома орел. Еще одним примером птицы, символизирующей божественную мощь, является Гаруда в индийской Вишнавите. В этом смысле ангелы стали продолжением и развитием культового образа птицы.

В Африке птицы олицетворяют жизненную силу и часто изображаются в схватке со змеей, символизирующей силы смерти и разрушения. Этот же мотив встречается в Древнем Китае, где известен вид единоборства, называемый «схваткой журавля и змеи».

Древние сказания весьма богаты образами фантастических птиц. Так, птица рассвета Анка, недоступная взору, служит своеобразным символом недостижимого, а легендарная птица румынской мифологии Майстра, которая кричит в сумерки, предвещает человеку его судьбу. Среди мифических птиц известны: Алконост – райская птица древнерусских сказаний, Острофил – ногайская птица, олицетворяющая силу Хаоса, птица Феникс, ставшая символом воскресения, гигантская птица Рух и невидимая птица Симург. Индусы эпохи Вед изображали солнце в виде огромной птицы – орла или лебедя. В нордической традиции считалось, что ветер порождается взмахами крыльев мифической птицы. Стимфалийские птицы с бронзовыми крыльями, клювами и когтями, которых перестрелял из лука Геракл во время путешествия аргонавтов за золотым руном, символизируют низменные желания.

Птиц, обладающих загадочным даром полета, с глубокой древности почитали божественными существами. Например, в Риме жрецы-авгуры совершали предсказания, изучая полет, крики и поведение птиц. Следы этих многовековых верований сохранились и в современных суевериях. Так, многим не нравится наблюдать птиц в полете, если их невозможно пересчитать. Одиночная птица, стучащаяся в окно или влетающая в помещение, обычно предвещает смерть, особенно если в доме есть больной. Дурной приметой считается увидеть или услышать днем ночную птицу. Птица с пестрым оперением в легендах разных народов нередко ассоциируется с дьяволом, а белая – со смертью.

До сих пор не забыто суеверие, что мертвые иногда возвращаются в птичьем обличье. Согласно поверью, души утонувших моряков вселяются в морских птиц. Во многих европейских странах существуют легенды о птицах-вестниках, связанных конкретными семьями.

Большое значение имеют образы и связанная сними символика отдельных птиц. Аист символизирует обилие, плодородие, долголетие, материнские чувства – отсюда и пошло значение: «ребёнка аист принес». Воробей воплощает привязанность к человеку, меланхоличность, низость, драчливость, жадность, похотливость. Ворона – символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности, воровства. Голубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник. В христианской традиции голубь символизирует святой дух. Гусь – как птица хаос, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо – солнце. Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. О том, что древнейший языческий культ водоплавающей птицы сохранял на Руси свое религиозное значение достаточно долго и был хорошо знаком православному духовенству, свидетельствует то, что еще в XIV-XV вв. монахи Муромского монастыря на Онежском озере высекли христианский крест не только на главном в композиции “Бесова Носа” изображении Беса, но и на находящемся на значительном расстоянии от него изображении лебедя.