Смекни!
smekni.com

Ювелирные работы (стр. 1 из 2)

Гравирование и виды гравирования.

Гравирование – это один из способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов.

Его сущность в нанесении линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца.

Гравирование применяется в различных областях производства, как художественных (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технических: например, производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировки, оцифровка микрометрических шкал).

1.1 Плоскостное гравирование.

Назначение плоскостного гравирования – это декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка, узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, а также использование различных надписей или шрифтовых работ. Плоскостным гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия (металлические вазы, подставки и др.).

К плоскостному гравированию относится «гравировка по глянцу» также относится гравировка под чернь.

Чернь – это древний способ декорирования художественных изделий из драгоценных металлов (серебра, золота).

В настоящее время существует много рецептов черни, отличающихся по составу и цвету. Начиная от серебристо-серых тонов и заканчивая черно-бархатистыми, также существуют различные варианты и в технологическом процессе ее приготовления, наложения и обжига.

Гравировка под чернь, которая отличается в технологии от обычного только тем, что она выполняется несколько глубже, а затем выбранный внутри рисунок заполняется чернью.

1.2 Обронное гравирование.

Обронное гравирование – это трехмерное гравирование, способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла.

Выпуклое (позетивное) гравирование - когда рисунок рельефа выше фона.

При выпуклом оброне после нанесения рисунка, рисунок оконтуривается стальной иглой или шпицштихелем, чтобы не сбить его во время дальнейшей работы. В некоторых случаях штихелю передают уклон, чтобы создать конусность вертикальным стенкам. Следующей операцией является выборка фона.

Углубленное (негативное) гравирование – когда рисунок или рельеф режется внутри (матрица для штампов, пресс формы).

При углубленном оброне неотшлифованной поверхности заготовки, вычерчивают наружный контур рельефа и обводят его шпицштихелем. После этого приступают к выборке металла. При этом проводят частые проверки и сравнения с оригиналом.

Вся работа производится на глаз и только корректируется измерениями в отдельных точках рельефа.

Исправление ошибок производят спиливая всю поверхность заготовки вокруг всего контура или высверливая отдельные дефекты, участки и восстанавливая пробки.

После окончательной отделки (шлифовки) и полировки участков, слепок становится тождественной моделью и она полностью входит в углубленный оброн.

Обронное гравирование, по сравнению с плоскостным гравированием, применяют гораздо шире и чаще, так как оно служит для изготовления приспособлений, которые репродуктируют художественные изделия в симметричном порядке (штампы, пресс формы и т. д.).

Объемное гравирование - более трудоемкий процесс. По сравнению с плоскостным гравированием, в обронном выполняют рельеф (контррельеф) и объемные предметы.

1.3 Тауширование (инкрустация).

1.3.1 Всечка.

Всечка – это процесс украшения или декорирования изделий из дерева и металла драгоценными или цветными металлами. Осуществляется заподлицо с поверхностью изделия.

В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается металл. Всечка подразделяется на две разновидности. Рисунок вырезается штихелем. Отличается чистотой и верностью контура. Затем, в соответствии с углубленным рисунком, на стали подготавливают отдельные фрагменты будущего узора. После того, как отдельные детали композиции (завитки, листья и т. д.) готовы, каждую из них кладут на подготовленное для нее углубление и вбивают молотком, заподлицо. Работа заканчивается полировкой всего изделия.

Рисунок выполняется зубилом. Эта технология мало отличается от предыдущей. Резать твердую булатную сталь очень трудно, рубить ее значительно легче и быстрее. Однако рисунок, выполненный в вырубной технике, всегда несколько упрощен.

Кроме того, при вырубной технике рисунок иногда отделывается чеканами, что предает золотому узору особую пластичность и эффективность.

1.3.2 Инкрустация или тауширование.

Инкрустация – это своеобразный древний прием украшения драгоценными металлами деревянных, бронзовых и стальных изделий (предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов и огнестрельного оружия).

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекается и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор (орнамент из завитков и стилизованных растений, изображений животных, птиц или человека).

Набивная или поверхностная таушировка (насечка). Это технология отличается от всечки тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубления под рисунок. Металл набивается непосредственно на поверхность изделия, которое предварительно насекается зубилом.

Узор из драгоценных металлов может быть подготовлен заранее, а может укладываться из проволоки непосредственно в процессе набивки прямо с молотка.

Ленточная таушировка.

Это наиболее древний прием из набивной таушировки. Он относится к тем отдаленным временам, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготавливали тонкие полоски.

Таушировка волоченной проволокой.

Этот прием выполняется в современное время. При этом методе нет необходимости заготавливать элементы рисунка заранее. Проволоку укладывают непосредственно с молотка и обрезают ее после того, как определен участок рисунка.

В современных условиях насечки проволокой производят по предворительно сделанным углублениям, которые выполняются различными техническими приемами, чаще всего штихелем или зубилом. А также травлением с последующей доработкой, штихелем или чеканами.

Листовая таушировка.

Этот способ напоминает инкрустацию. Рисунок также, кА при инкрустации, вырезается целиком или по частям из листового металла. Но подготовленного углубления для него не делается.

Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность, вбивается молотком в заусенцы насечки.

Таушировка с последующей наводкой.

Для того чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую цельность, золотой амальгамой слегка наращивают рельеф и это придает своеобразный эффект всему рисунку. Амальгама аккуратно накладывается по линиям рисунка и изделие нагревается для испарения ртути.

Кроме драгоценных металлов и их сплавов применяют и обычные цветные металлы и их сплавы (медь, латунь).

2. Инструмент

Основным инструментом в гравировании является штихель или резец. Общая длина штихеля – от 100 до 130 мм. Его изготавливают из лучших марок инструментальной стали, способной держать заточку.

Штихель вставляют в короткую деревянную ручку грибовидной формы, срезанную с нижней стороны для удобства работы. /Рисунок 1/

Хороший резец должен быть сделан из первоклассного материала, отшлифован и хорошо заточен. Обычно используют резцы, которые изготовлены из высококачественной тонкоструктурной стали, также используют быстрорежущую сталь Р9, Р18 и стали марок 47, 48.

Острый резец (шпицштихель) – боковые стороны слегка выгнуты снаружи. Ширина спинки 1-4 мм., угол между боковыми поверхностями будет варьироваться. Это наиболее употребляемый тип. Он служит для большинства оконтурирования рисунка, подрезки в бок, в шрифтовых работах (рукописных) возможных подправок и подчисток. /Рисунок 1/

Мессерштихель – это ножевой резец, его поперечный разрез соответствует остроугольному и можно достичь выносных линий: на полоске шириной 1 мм или можно провести до 10 линий. /Рисунок 2/

Фасетштихель – фасековый резец, боковые стенки и режущиеся поверхности встречаются под углом 100°. Можно проводить линии не значительно широкие и глубокие. /Рисунок 3/

Юстерштихель – юстировочный резец, выгнутые боковые стороны на поперечном сечении вогнуты в овал. Применяется для юстировки оправных цар, для того, чтобы облегчить вставку камня в ювелирное изделие. Поверхность среза шлифуется коса по отношению к главной оси. /Рисунок 4/

Флахштихель (флягштихель) – это плоский резец, спинка и полотно всегда параллельны, в зависимости от положения боковых сторон, спинка может быть шире или уже полотна, ширина полотна 0,2 – 5 мм. Выборка. Используют для нанесения широких и плоских линий, незаменим для ювелира при доработке и монтировке украшения. Также используют для выравнивания плоскостей и выборке фона. /Рисунок 5/

Бопштихель – полукруглый резец полотно может быть уже или шире спинки, но оно всегда полукруглое. Ширина от 0,1 до 5 мм, применяется для строгих шрифтов различной ширины, при гравировании, углублении, при круглой и полукруглой выборке, а также для доработок украшений. /Рисунок 6/

Фаденштихель – это нитяной резец, похож на плоский резец, у него на полотне множество продольных желобков. Применяется для декоративных поделок и оживления рисунка. /Рисунок 7/

Штихель должен быть хорошо и правильно заточен. Чем мягче металл, тем угол резанья делают меньше, острее. При резаньи мягких материалов, например дерева, угол равен 45°. Для стали он достигает 60-65°. Острый штихель легко режет металл, берет нормальную стружку не более 0,1 – 0,2 мм.

Строение резца

1. спинка;

2. задняя грань;

3. рабочая область;

4. боковые поверхности;