Смекни!
smekni.com

История происхождение муранского (венецианского) стекла (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение. 2

Исторические хроники Мурано. 3

История венецианского стекла. 12

Муранское стекло. 14

Заключение. 18

Приложение. 19


Введение

У современного человека, уже изрядного поездившего по заграницам, словосочетание "муранское стекло" вызывает в памяти весьма определенные ассоциации. Неизменно вспоминаются сувенирные закутки вокруг Ватикана, торгующие портретами Папы, открытками с Мадоннами и однообразными нитками разноцветных бус. Похожие украшения, но только уже побогаче и позатейливее, гроздьями свисают со смуглых рук нелегальных мигрантов, толпящихся у причалов венецианского Большого канала – цены те еще, но все равно дешевле, чем в магазине. Для тех, кто по заграницам не ездит, муранское стекло – это сомнительные переливающиеся подвески китайско-корейского производства и качества, поблескивающие в московских витринах. Всплывает в памяти какой-то остров Мурано, на котором никто никогда не бывал. А несколько столетий тому назад и не смог бы побывать при всем желании. Это теперь на главной муранской набережной Стекольщиков гостеприимно раскрыли свои двери Музей стекла и Международная школа стекла. В стародавние времена венецианцы держали втайне секреты мастерства не хуже китайцев, веками дрожавших над фарфором. Заезжему соглядатаю путь на остров был заказан.


Исторические хроники Мурано

Стеклоделие, как организованный промысел, зародилось в Венеции в VIII веке. Этому способствовало 2 фактора – изобретение древними римлянами еще в 50 г. до н.э. метода выдувания стекла и удобное географическое положение города, служившего перекрестком торговых путей между Европой и Восточными странами, прежде всего Восточным Средиземноморьем и Северной Африкой.

Венецианцы не только собирали знания, которые сами текли в руки, но и проявляли чудеса ловкости в добывании чужих секретов. Хитроумный властитель Венеции Энрико Дандоло, сумевший переориентировать 4-й Крестовый поход в нужном ему направлении, с покорением Костантинополя в 1204 г. получил доступ к секретам стеклоделия великой империи, что послужило громадным толчком к развитию этого промысла в Венеции.

Уже к концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто возникали пожары, выросло в Венеции настолько, что стало угрожать существованию самого города. Тогда в 1291 г. городские власти приняли решение о выносе стекольного производство за черту города. Самым удобным местом для этого была признана группа островков в Венецианском заливе. Конечно, можно было перенести производство в какой-нибудь укромный уголок на континенте. Но острова были идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. Кроме того, островное положение производства облегчало задачу сбора налогов для казны.

В XV - XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. Большинство знатных людей Европы желают обладать этим предметом роскоши. В королевских дворах оно является непременным атрибутом власти и богатства. Особенно модными по тем временам считаются объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке.

Власти города зорко следили за тем, чтобы секреты мастерства не уплывали к чужакам. Используя политику “кнута и пряника”, а также всевозможные ограничения они пытались сохранить в тайне уникальные технологии. Запрещалось, например, вывозить за границу даже материалы для приготовления стеклянной массы. А за попытку покинуть Венецию мастеру могла грозить смерть.

Не все секреты своих промыслов венецианцам удалось сохранить. Так, французам удалось выведать тайну изготовления плоских зеркал, которые начали производить муранские мастера в начале XVI столетия. Хитрый министр Людовика XIV Кольбер подкупил трех мастеров из Мурано и вывез их во Францию, посулив им такие блага, какие им и не снились. Достаточно сказать, что в то время “волшебное стекло”, как называли тогда зеркала, ценилось гораздо выше произведений искусства, и полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции втрое больше картины Рафаэля. Тем не менее, секрет производства самого цветного муранского стекла так и остался неприступным.

К сожалению, XVII век принес упадок славным традициям. Стратегические торговые преимущества Венеции были подорваны изменениями географии основных торговых путей. Выросли конкуренты во Франции и Моравии. К тому же новый век нес и новые пристрастия. Нежные хрупкие изделия венецианских мастеров уступили место тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии.

Закат эры венецианского стекла завершился совсем уж трагически. В 1797 г. наполеоновские войска оккупируют Венецию и к 1806 г. уничтожают все цеха и фабрики по производству стекла на Мурано. Присоединение Венеции в 1814г. к австрийской империи Габсбургов, покровительствовавших богемскому стеклу, поставило жирную точку на перспективах продолжения старых традиций.

Своим возрождением муранское стекло обязано двум событиям. В 1854 г. шесть братьев по фамилии Тосо основали фабрику по производству бытового стекла, которая так и называлась “Fratelli Toso” (Братья Тосо). Однако очень быстро братья обнаружили гораздо большие амбиции и смогли продемонстрировать свои исключительные умения в стекольном искусстве.

Другим примечательным событием стало прибытие на Мурано в 1859 г. адвоката из Виченцы Антонио Сальвияти и открытием им собственной фабрики “Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo”. Сальвияти сосредоточил свое внимание на производстве стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики и создании новых полотен.

Сложным и тернистым оказался путь возрождения былого стеклянного могущества. Но на этот раз судьба благоволила Венеции. Очередной поворот истории высвободил ее из под гнета Габсбургов, дав главное, в чем нуждались ее мастера, – свободу творчества. Нашлись и местные самородки, как например, Lorenzo Radi (Лоренцо Ради), сумевшие за короткий период воскресить сложную технику стеклянного производства и восстановить навеки утраченные навыки и умения. Вскоре на стеклянной карте Мурано появились еще два замечательных имени – Fratelli Barovier (Фрателли Баровьер) и Francesco Ferro & Figlio (Франческо Ферро э Фильо).

Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). Их компания “Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & C.” стала законодателем мод в области модерна, и с тех пор ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей этой школы.

Сегодня мир муранского стекла настолько многолик и разнообразен, что вряд ли кто-то возьмется классифицировать его по стилям и направлениям. Одних только производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч. Продолжая великие традиции седой старины, компания Навацио стремится превнести свое видение такого сложного и многогранного явления, как муранское стекло, ведет поиск новых форм постижения красоты и музыки, застывшей в кристалле времени.

Венеция известна на весь мир своими искусными стеклодувами. Это очень сложное мастерство, передающееся из поколения в поколение. С незапамятных времён в этом городе создают стеклянные изделия не знающие себе равных во всём мире. Конечно, о венецианском стекле слышали практически все. Но навряд ли многие из нас знают, что именно древние римляне ещё в 50 году до н. эр. придумали метод выдувания стекла. Основная часть этой техники используется как артельщиками, так и индустриями и в наши дни. Приобретению большого мастерства способствовал также тот факт, что венецианцы с давних времён поддерживали коммерческие связи с восточными государствами, которые славились этим искусством.

В 1291 году Дожи (властители города) издали указ о выселении всех стеклодувов из Венеции. Это было связано с частыми пожарами. Таким образом, артельщики были отправлены на пять отдельных островов по соседству с Венецией, под общим названием Мурано. Для этого имелась ещё одна скрытая причина, именно таким образом, Дожи могли более легко контролировать оплату налогов со стороны стеклодувов, а сами артельщики - охранять свои секреты вдали от любопытных глаз. До сих пор все знаменитые венецианские производители стекла находятся на островах Мурано. И если во всём мире называют стекло венецианским, то в Италии его зовут исключительно муранским.

Главный остров под названием Мурано расположен в 1,5 км. от Венеции. Он был уже заселён в период Римской Империи и получил название Ammurianum. На нём местные жители спасались от варварских набегов. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. На протяжении всей истории Венецианской Республики остров имел независимое административное правительство, а также собственную монету (серебром и золотом). В XVII веке Мурано славится своеобразием своей ночной жизни, в особенности азартными играми. Вереницы иллюминированных гондол с высокопоставленными венецианскими вельможами направлялись сюда для участия на праздничных ночных приёмах. В наши дни всё это безвозвратно исчезло и острова известны производством неподражаемого по своей красоте стекла.

Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в простонародье венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность движений и неизменный состав компонентов первичной материи. В начале создаётся смесь, состоящая из местного песка и различных минералов. Например, окись кобальта придаёт готовым изделиям синий цвет, а красный получается при добавлении настоящего золотого порошка. Так вот, такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие. После чего ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет.