Смекни!
smekni.com

Система управления цветом CMS: принципы, методы и предпосылки к практическому применению (стр. 5 из 5)

Принципиальная особенность выводного устройства — взаимная зависимость цветовых каналов. Если для монитора мы можем в большинстве случаев считать зеленый, красный и синий независимыми, то говорить о независимости друг от друга CMYK цветов не приходится. Краска в печати накладывается и на бумагу и на другую краску. Добавление 10% голубого сильно изменит светлый цвет и очень слабо — темный и т.д. Поэтому профили принтеров содержат длинные таблицы матриц для пересчета из XYZ или Lab в пространство устройства и обратно. Матричная математика такова, что таблицы “туда” и “обратно” не совпадают, поэтому хранятся оба варианта. Осуществить переход между цветовыми пространствами можно несколькими способами. ICC использует четыре способа, или rendering intent. Два из них колориметрические, абсолютный и относительный. В абсолютном варианте белый цвет считается одинаковым и соответствующим источнику D50. Самый белый в печати — это цвет бумаги, а он далеко не совпадает с D50. Поэтому чаще используется относительный вариант. Здесь белый цвет источника сопоставляется белому устройства с соответствующим изменением остальных цветов. Еще один вариант perceptual (от английского perception — восприятие) обеспечивает наилучший результат не с точки зрения прибора, а с точки зрения человека. Основное его отличие в том, что изменяются не только цвета, которые лежат за пределами цветового охвата устройства, но и близкие к ним. Соотношение между передаваемыми цветами сохраняется, но изменяются даже те из них, которые можно передать точно. Последний вариант, saturation (насыщенность), предназначен для печати бизнес-графики самыми яркими из возможных цветами и к корректной цветопередаче отношения не имеет.

Наконец, приводится описание цветового охвата устройства и XYZ его белого. Это обязательная информация. Кроме нее может содержаться много дополнительной, например о UCR.

Как мы помним, профиль содержит описание устройства, а собственно работа по пересчету цветов поручена модулям управления цветом, СММ. Проблемы на первый взгляд нет. Ведь работоспособный СММ доступен в составе операционной системы. Но на рынке есть несколько недешевых фирменных СММ. Алгоритмы их работы являются тайной фирм производителей. Если за них платят деньги, значит они выдают результат лучше, чем получается в стандартном варианте.

Итак, для одних и тех же устройств мы взяли одни и те же профили, соответствующие стандарту.Преобразовали цвета с использованием не зависящего от устройства пространства. А результат получили разный. Почему? Imation предлагает провести красивый эксперимент, подробно описанный на web-сайте фирмы. Возьмите CMYK картинку и задайте ее преобразование из какого-нибудь CMYK цветового пространства в него же, например из Matchprint в Matchprint. По идее, картинка не должна измениться, но вы можете увидеть разницу, произведя поканальное вычитание старой картинки из новой.

Проблемы

Белый. Условия освещения у потребителя полиграфической продукции часто отличаются от стандартных. Очевидно, нужна коррекция. Приложение Е.16 к спецификации ICC профиля содержит замечательную фразу: “Если предполагается, что носитель будет наблюдаться при освещении, хроматически отличающимся от D50, профиль должен содержать коррекции для хроматической адаптации”. Значит, добавим еще по таблице на каждый вид освещения.

Снова белый. Профиль строится для определенного цвета бумаги. Любое его изменение требует построения нового профиля. Представьте, что клиент приходит в типографию со своей бумагой, а там отказываются печатать и выводить пленки на том основании, что для нее нет профиля и его надо отдельно делать, чем и предлагают посетителю заняться. Опять, будь СММ чуть поумнее, проблемы бы не возникло.

Черный. Полиграфистов любят учить экономии. Говорят, что черный канал — лишний, хранить информацию надо в RGB или Lab, а черный синтезировать на месте. Попробуйте прочитать крупный текст, набранный голубым по черной плашке на оттиске и на мониторе. Или преобразуйте цвета С=0; М=0; Y=0; K=100 и C=100; С=100; M=100; Y=100; K=0 в Lab и обратно. Они что, не изменились?

Дрейф и разброс устройств. Стабильность печати оставляет желать лучшего. Сегодня мы печатаем так, а завтра чуть-чуть по другому. На глаз растискивание 20% и 25% отличается, но и то и другое обычно всех устраивает. Но если у вас растискивание в разных секциях отличается на те же 5% — беда. Система управления цветом не делит цветовые сдвиги по направлению на приемлемые и не приемлемые. Для нее важна только величина ошибки. Для человека важно и направление — ошибиться на метр влево гораздо лучше, чем провалиться на полметра в землю.

Совместимость. Чем сложнее профиль, тем менее он совместим с чужими, тоже сложными, профилями. Серьезные производители предупреждают, что произвольное смешивание профилей, полученных из различных источников, приводит к плачевным результатам. Открытыми системами это не назовешь.

На рынке сосуществуют две технологии, очень условно CMYK и Lab. Первая из них старая, проверенная и работоспособная и общение с ней требует высокой квалификации и недешевого оборудования. Важным ее достоинством являются глубокие знания о природе офсетной печати. Для пусть не идеальной, но очень неплохой, настройки на конкретную типографию требуется минимум информации, легко умещающейся на странице факса. Фактически про печать заранее все известно, и для дополнительной настройки нужна информация об отклонениях конкретного экземпляра от усредненного. Дадите ее — сработаем на пять. Не дадите — будем делать по умолчанию и почти наверняка получим не ниже четверки. Недостаток — продолжение достоинства. Если у нас на выходе не четырехкрасочный офсет, схема не работает. А таких вариантов становится все больше. Это печать в более чем четыре цвета и устройства электрографической печати, например ксероксы, любые электронные носители, включая CD, Сеть и так далее.

Перспективная Lab, области, на которые CMYK не претендует, она успешно заполняет. Со временем этого следует ждать и на родной почве CMYK. Но Lab определенно надо для этого поумнеть. Сейчас она вооружена горой таблиц или профилей, и утверждает, что в них все написано, а что не написано, то скоро напишется. Скоро прекратяться проблемы по поводу бумаги не той белизны, и приведет в порядок черный цвет.

К сожалению, сегодня более широкое применение профилей сдерживается техническими трудностями полной реализации системы управления цветом в операционной системе Windows, недостаточной квалификацией пользователей, ограничениями в управлении цветом в файлах EPS PDF и рядом других причин. Это ведет к тому, что, скорее всего, в ближайшие годы мы станем свидетелями новых разработок, которые позволят полностью или частично исключить участие пользователя в управлении цветом.

Так компания Apple начала использовать в своих мониторах принцип измерения тока электронных лучей в трубке. Это позволяет производить автоматическую калибровку и создавать ICC-профиль монитора. Результаты такой калибровки, конечно, не так точны, как при использовании внешнего колориметра или специального калибратора, но процесс калибровки стал значительно проще.

Еще один пример: на конференции Seybold в Сан-Франциско компания ColorSavvy показала бета-версию спектрофотометра, который будет встраиваться в будущие модели цветных принтеров различных производителей. По замыслу фирмы такие принтеры будут перекалибровывать себя после каждой отпечатанной страницы.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что гарантированное получение качественной печатной продукции возможно только в том случае, если весь производственный процесс является полностью управляемым и контролируемым.


Список литературы

1. Андреев Ю.С. Конспект лекций ТОИИ 2. – Москва, 2003г.

2. Кузнецов Ю.В. «Технология обработки изобразительной информации». – Москва-Санкт-Петербург 2002г. стр.190

3. Основы технологии обработки изобразительной информации: Лабораторные работы для специальности «Технология полиграфического производства». – М.: Издательство МГУП, 1998.

4. Полянский Н.Н. «Методические указания по оформлению курсовых проектов и выпускных работ». – М.. Издательство МГУП, 2000.

5. Гельмут Киппхан. «Энциклопедия по печатным средствам информации». МГУП 2003г.