Смекни!
smekni.com

Европейский костюм XX века (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище № 59

Курсовая работа

По предмету "Технология кройки и шитья"

Тема: Европейский костюм XX века

Профессия "Портной"

Выполнила учащаяся

группы № 292

г. Вольск 2010


1. Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества (1900 – 1970 гг.)

Основными факторами определившим и развитие европейского костюма в начале XX века, были мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, новые условия и новый образ жизни (развитие транспорта, использование женского труда на производстве), влияние спорта и войны 1914-1918гг. Мода все больше становиться предметом купли-продажи, изменения ее происходят все чаще.

Начало демократизации одежды обусловило прежде всего, что мода, подчиняя своим требованиям промышленное изготовление товаров массового производства, становиться доступной не только избранной верхушке, но и широким слоям населения. Характер модели изменялся, отражая изменения стили жизни.

В XX веке вместе с развитием промышленного производства одежды возникает и развивается профессиональное художественное моделирование костюма. Во Франции, законодательнице мировой моды, создаются первые Дома моды, появляется профессия Кутюрье – художника – модельера одежды. Именно Кутюрье впервые начинают создавать рациональный стиль костюма, отличающийся сдержанной простатой, отсутствием лишних деталей, дорогой отделки.

На Парижской выставке 1900 г. свое творчество демонстрировали уже около 20 Домов моды. Массовое производство одежды начинает играть значительную роль в капиталистической экономике.

В начале XX века стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX веке, продолжают оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, демократичное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета S-образной формы. По сравнению с силуэтом 90-х годов. XIXв. он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в этой части лифа появляется небольшой напуск, Талия сзади несколько завышена и прямо от нее начинается мягкий валик турнюра.

В началеXX века силуэту стремились придать черты павлина, бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном, напоминающем павлиний хвост., и разлетающимися, словно крылья бабочки, болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы.

Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался ассиметрично.

Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового.

Изогнутые линии S- образного силуэта подчеркивался ассиметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок – в основном клеш.

Костюм дополняют шляпы огромных размеров, украшенных цветами, бантами, перьями, а также пышные прически.

Модели платья из более простых и дешевых тканей, сдержанных и строгих форм создает известный Кутюрье Редферн. Он предлагает новый тип костюма-тайер, состоящего из блузки, юбки и жакета.

Благодаря увеличающемуся количеству драпировок силуэт приобретает более мягкие и ровные очертания груди талии. В моделях Кутюрье Жанны Ланвен корсет сохраняется, но не деформирует фигуру.

Значительное влияние на костюм периода оказали гастроли в Париже русской балетной труппы Дягилева, поразившей французов не только мастерством исполнения, но и изумительной декоративностью костюмов художника Бакста, использовавшие античные, восточные, половецкие мотивы.

Яркие краски этих костюмов зазвучали в новых модных цветах: оранжевом, лимонно-желтым, алом, лиловым. Их экспрессивные художественные формы, выразительные линии сказались в новом предложении моды – платье "реформ", освободившем женщину от корсета. На протяжении всего XIX века художники , врачи, гигиенисты отстаивали идею освобождения костюма от корсета. Художником, сумевшим первым отразить эту назрелую эстетическую потребность, был талантливый и смелый новатор Поль Пуаре. В 1913 году он предлагает коллекцию платьев-туник без корсета с гибким естественным силуэтом, с высокой линией талии. Его модели декоративны и выразительны по цвету. Вместо блеклых тонов и вялых сочетаний "модерна" появляются контрастные яркие цвета.

Пуаре использует в своей коллекции античные, восточные, русские народные мотивы. В 1911-1912годах он ездил в Россию и под влиянием этой поездки создал платье из сурового полотна "Казань", зимнее манто в стиле русской шубки.

В напряженной обстановке первой мировой войны общественная значимость женщин резко возрастает. Заменив ушедших на фронт мужчин, они занимаются разнообразным трудом – и умственным и физическим. Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, помогает осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни, Это создание практичной, не стесняющей движения одежды, упразднения корсетов, укорочения длины юбок.

С началом Войны Дома мод были закрыты, и эта реформа происходит стихийно. Уже в первый год войны длина женских платьев доходит до щиколотки. затем до середины икры.

Главной чертой моды этих лет становиться свобода формы. Свободно висят на плечах блузки, рукова, палерины.

Обувь разнообразна по назначению: ботинки на шнуровке и пуговицах, закрытые и открытые туфли на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на тонком высоком и изогнутом каблуке для торжественных случаев.

2. Новый эстетический идеал и резкое изменение моды в женском костюме (1925-1929)

В искусстве послевоенного периода утверждается новое художественное направление – конструктивизм.

Наиболее характерные его черты – эстетизация техники, всевозможных конструкций, требование функциональной, конструктивной целесообразности форм. Функциональность становиться главным мерилом их красоты и ценности. Аналогичные требования предъявляются к костюму и даже к физическому состоянию человека.

Особенно резко меняется представление о красоте женщины. Это уже не беззащитное слабое существо, опекаемое мужчиной. В ее облике появляются черты независимости, решительности, приспособленности к условиям труда и быта.

Новый тип женской красоты – женщина-мальчик, тонкая, длинноногая, плоскогрудая с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, с мальчишеской стрижкой.

Популярными тканями были полотно, эпонж, газ, жоржет, крепдешин, шелковый и шерстяной трикотаж, сукно.

Основным и единственным силуэтом одежды этого периода становиться прямое платье – рубашка, по ширине облегающая бедра, длиной до середины коленей. Талия не подчеркивается, пояс носят на линии бедер.

Модными дополнениями к одежде были разнообразные шарфы и шали, шелковые, кружевные, вышитые, часто отделенные длинной бахромой.

Наиболее модными фирмами периода 20-х гг. являются фирмы Пату, Лелонг.

Мужской костюм

Мужской костюм начала XX века развивается под влиянием массового увлечения спортом и военной одежды. Это находит отражение в новых видах одежды : появляются всевозможные куртки и брюки гольф, в повседневный бытовой костюм входят толстые шерстяные носки, применявшиеся для езды на велосипеде и мотоцикле, появляются закрытый пиджак типа френча с поясом и накладными карманами, краги, брюки галифе, мягкий плащ покроя реглан, пальто тренчкот на съемной теплой подкладке. Все эти виды одежды обогащают стандартизованный, унифицированный гардероб мужчины, расширяя его функциональность.

Костюм 30-х годов

В 1929г. в странах Западной Европы и Америки наступает экономический кризис, породивший безработицу, материальную и духовную неустойчивость. Это отражается в культуре и искусстве, в эстетических взглядах и представлениях людей. Новый эстетический идеал утрачивает те черты энергии, молодости, жизнерадостного мировосприятия, которые были свойственны предыдущему периоду.

Женская мода ориентируется на более зрелый возраст, женственный, но и более мещанский идеал.

Идеальный внешний облик 30-х годов – удлиненная стройная фигура с узкой талией и бедрами, плоской грудью, пушистой перманентной завивкой. Силуэты одежды соответствуют фигуре, разнообразие композиции основывается на многочисленных вариантах драпировок, складок, на соотношениях блестящей и матовой фактур ткани, на ее цветности. Особенно моден был цвет розовой лососины, предложенный Скьяпарелли.

Преобладающей орнаментацией были мелкие цветочные узоры, натуралистично изображенные маки, васильки, ромашки, хризантемы, а также полоска и клетка, которые очень эффективно использовались в моделировании. Применялись недорогие по волокнистому составу ткани: льняные, хлопчатобумажные (полотно, перкаль, маркизет, органди), искусственный шелк. Из шерстяных тканей – разнообразные виды. По-прежнему популярен был трикотаж – шерстяной, шелковый, хлопчатобумажный.

Ассортимент одежды 30-х годов был разнообразен: платья, костюмы, блузки, юбки, пальто, женские брюки.

Костюм 40-х годов

Одежда укоротилась до коленей и расширилась в плечах с помощью высоких плечевых прокладок. Талия четко обозначилась на естественном месте с помощью широкого пояса.