Смекни!
smekni.com

Технологический процесс изготовления газеты (стр. 2 из 2)

Часть 2.Технологические процессы в Бийской типографии «Катунь»

полиграфический типография газета печать

История Бийской типографии, в отличие от истории её здания, началась несколько позже, когда в 1899 году два просвещённых человека — Авров и Кузьмин - решили открыть в городе печатное дело. Основной продукцией её были: листовки, брошюры, афиши, объявления. Революционные преобразования коснулись и бийской полиграфии. После революции в 1918 году типография Аврова и Кузьмина была объединена с двумя другими, более мелкими. Но просуществовала она таковой недолго — через год, после белогвардейского переворота, всё имущество её было возвращено прежним владельцам. Лишь через десять лет — в 1929 году — типографское оборудование вновь было собрано воедино и размещено в здании по улице Советской, 6, где и по сей день находится Бийская типография "Катунь". С тех пор, конечно, было немало изменений и в структуре, и в производстве: одно время она работала совместно с редакцией газеты "Бийский рабочий", затем объединяла под своей крышей мелкие районные типографии, в том числе и Красногорскую. Своё современное название — Государственное унитарное предприятие "Бийская типография "Катунь" — получила в 1996 году после реорганизации ППО "Катунь". В 2003 году предприятие было переименовано в Государственное Унитарное Предприятие Алтайского Края "Бийская типография "Катунь".

В типографии печатаются около 30 газет и журналов близлежащих районов, и некоторые Горно-Алтайские издания. Среди черно-белых – «Восход» (Красногорский район), «Заря» (Смоленский район), «За изобилие» (Алтайский район), «За урожай» (Зональный район) «Районный вестник» (Советский район), «Восток Алтая» (Целинный район), Ударник труда» (Быстроистокский район), а также «Бийский рабочий» и полноцветные: газеты - «Звезда Алтая», «Алтайдын чалманы», «Регион -04» (Республика Алтай), «Курорт Белокуриха» и «Наш Бийск» и журналы «Планета плюс» (Горно-Алтайск), «Бийчанка».

До 1985 года в типографии использовался способ только высокой печати. Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений (именно его, например, использовал Иоганн Гутенберг, тот же принцип лежит в основе конторской печати).

На печатной форме высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски. Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный свинец. Это, вместе с характерными недостатками высокой печати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону и пр., привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе.

В 1985 году ввели офсетную печать, для набора по-прежнему использовались линотипы, изображение переносилось на прозрачную пленку и потом шло в печать. В 1987 году внедрили фотонабор, в 1989 году ушла в историю высокая печать.

Офсетная печать (в полиграфии) — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати. Изображение переносится с фотоформ, которые, в свою очередь, могут быть изготовлены цифровым способом, с помощью технологии computer-to-film или CTF, или вручную с помощью фотонабора.

Фотоформа обрабатывается специальными химикатами – после которых пробельные элементы отталкивают краску, а печатные принимают. При изготовлении печатной продукции этим способом важно соблюдать баланс – вода/краска, при современном оборудовании контроль за этим ведется электронным способом.

С помощью описанной выше технологии можно получить изображение только одного цвета — цвета краски, используемой в красочных валиках. Есть несколько способов напечатать цветное изображение, из которых следует упомянуть два наиболее распространённых. Это печать в несколько прогонов и печать на многокрасочной печатной машине. Оба этих способа основаны на разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам, например CMYK. Для каждой страницы цветного изображения изготавливается набор печатных форм, изображение на каждой из которых соответствует компоненту цветов изображения в системе CMYK. Эти пластины либо устанавливаются поочерёдно в машину с одним набором валов, либо одновременно в машину с несколькими наборами валов. В первом случае пропечатка одного компонента цвета называется «прогоном». Машины с несколькими наборами валов называются многокрасочными. Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеют собственные названия: двукрасочные, трёхкрасочные и так далее. Для обеспечения точной цветопередачи при печати используются системы контроля, основанные на денситометрии, колориметрии, а также цветопроба.

Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом. Помимо этого вводят также классификацию по видам материалов — листовые (ротационные) и ролевые. Ролевые офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы — бумагу, скатанную в огромный ролик.

Электронные файлы содержащие газетные или журнальные полосы передаются при помощи Интернета или на флешкартах (в нашем случае) в компьютерный цех типографии, где файлы перенаправляются в фотоэкспонирующий автомат Esco-GraphicDotMate 7500, а готовая фотоформа вручную приносится в машину приобретенную в 2007 году - CityLine Express. Её мощность составляет 35 тысяч оттисков в час и позволяет печатать на форматах А-2, А-3, А-4, в один или два рола. ( Для внештатных ситуаций поддерживают в рабочем состоянии использовавшееся ранее – устройство для монтажа и корректуры позитивов ФКМ и копировальную раму Model 19 wLCX -3,1). Также типография занимается изготовлением бланков, буклетов, листовок, визитных карточек, наклеек, блокнотов, различных видов календарей, плакатов, различных картонных упаковок. В 2000 году в ГУПАК «Бийская типография «Катунь» первыми в крае начали изготовление полноцветных упаковок из микрогафрокартона, макулатурного и целлюлозного картонов.

Для изготовления вышеперечисленных изделий в типографии имеется следующее оборудование (листовое): Печатные машины RIOBY 3302M (Япония), HEIDELBERGPrintmasterSO-74-2 (двухцветная), 5ПОЛ-54-1.

Послепечатная обработка включает в себя четыре основных технологических процесса: резка тиража (cutting) ,фальцевание (folding), сборка (assembling), обшивка (binding).

Однако не вся печатная продукция проходит все эти этапы. Например, простые сложенные брошюры не переплетаются. Кроме того, существует большое количество второстепенных послепечатных отделочных операций, таких как лакировка (varnishing), перфорация (perforating,) и тиснение (embossing).

Далеко не все химические вещества могут применяться при послепечатной обработке, а те, что могут - тоже в ограниченных количествах. Основными химикатами, которые применяются при послепечатной обработке, являются клеящие составы, используемые при переплёте и других сборочных процессах. Машины используемые в послепечатной обработке - Секция для полного, либо выборочного нанесения УФ-лака (календари, буклеты), CTPECRMMakoSystem4x, Полуавтоматический тигельный высекальный пресс ПТ-4, Бумагорезательная машина POLAR 78 ЕС, Фальцевально-склеивающий автомат ZY 880-В, Проволокошвейная машина БШП-4, Ниткошвейная машина НШ6-1, макулатурный пресс – Установка прессовальная УПО-1.


Список использованной литературы

Гуревич С.М. Номер газеты. Учебное пособие/ С.М. Гуревич.-М.:Аспект Пресс,2002.-191с.

Ныркова Л.М. Как делается газета / Л.М. Ныркова – М.: «Гендальф»,1998.

Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации/ Под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Мысль,1988.-575 с.

Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М. Прохоров. - С 56- 4-е изд.-М.: «Советская энциклопедия», 1986.-1600 с.

Табашников И.Н. Газета и дизайн.- Тюмень: «Софт Дизайн»,1994г.,-160 с.

Модель газеты и сетевой график. «Формат». Информационно-методический журнал для журналистов и полиграфистов. №1 (9), январь 2003, с 72-73..

http://www.gaz-voshod.narod.ru/

http://www.biysk.ru/~t-katun/about.html