Смекни!
smekni.com

САПР как основа производства (стр. 2 из 4)

К слову сказать, разработки трехмерного компьютерного проектирования одежды ведутся фирмами уже несколько лет, но до сих пор все это было на уровне научных исследований и не имело реального применения. Исключением являлась САПР, разработанная в Санкт-Петербургском Университете Технологии и Дизайна, которая уже больше двух лет активно применяется в производстве одежды. Разработчики нашли уникальный алгоритм, который позволил им избежать громоздких расчетов при проектировании трехмерной конструкции и последующем получении плоских лекал развертки. Правда, в системе есть один серьезный недостаток - отсутствие даже простейших чертежных средств. Единственный выход: полученный комплект лекал направлять в другую САПР и там уже моделировать.

Этой программой очень заинтересовались иностранные фирмы, у которых, не смотря на изрядное финансирование трехмерных проектов, ничего подобного не получалось, и в Петербург началось настоящее паломничество. Все пытались узнать секрет успеха программы и сделать что-нибудь аналогичное. И некоторым это, кажется, удалось.

Перейдем к анализу представленных на выставке разработок.

Итак, только INVESTRONICA демонстрировала модуль 3D->2D из трехмерного в двухмерное. При этом она почти полностью повторила идею Петербурга, улучшив только, может быть, дизайн интерфейса. То есть, конструктор сначала выбирает базовые размеры фигуры из таблицы размеров, и по линиям строится поверхность манекена. Затем он выбирает прибавки из таблицы прибавок, по ним строится силуэт одежды (можно в линиях, можно в поверхности - но смотрится хуже). Одновременно строится комплект плоских лекал - и вроде бы он меняется при изменении конструкции на фигуре. Но сам процесс изменения линий в трехмерном отследить не удалось.

Остальные фирмы демонстрировали только Одевание.

В системе INVESTRONICA это приложение было написано фирмой-партнером, и видимо, в 3DStudio. Во всяком случае, стандартное разбиение экрана на три видовых окна наводит на такие мысли. Вначале появляется подготовленный заранее манекен, на который последовательными приближениями надеваются лекала, для них предварительно указываются связи по срезам. Получается некая трехмерная фигура, которую можно вертеть и менять расцветку ткани.

То же самое в GERBER, LECTRA и PAD-system.

Самым спорным представляется продукт у PAD-system. Во-первых, зловещий вид манекена, с нечеловеческими пропорциями и раскинутыми в стороны ногами и руками. Во-вторых, в процессе демонстрации Одевания модели на груди у манекена остались дырки. Прозвучало объяснение, что это ошибка в лекалах. Но возникает резонный вопрос - является ли появление дырок сигналом о действительной некорректности лекал или это лишь показывает, что данные лекала недостаточно "обработаны", чтобы правильно одевать виртуальный манекен. Возникает вопрос о корректности самого алгоритма одевания и построения манекена. С другой стороны, в демонстрационном ролике было продемонстрировано с десяток одеваемых моделей, в то время как GERBER и LECTRA демонстрировали два-три. Это может указывать на высокую производительность системы, то есть отсутствие дополнительной "обработки" лекал.

Что касается САПР "Ассоль" - здесь возможность трехмерного конструирования заложена уже в самом AutoCAD, поскольку он предназначен для проектирования реальных трехмерных объектов любой формы. Но разработчики системы уверены, что сейчас привычное двумерное проектирование является болеее удобным для конструктора, чем трехмерное. Поэтому считают нужным сосредоточиться на расширении возможностей именно плоского конструирования.

Демонстратор LECTRA вежливо отказался продемонстрировать процесс выбора лекал для последующего одевания. Мы так и не увидели те самые плоские лекала, которые и одевались на манекен. Похоже, что этой версии еще далеко до рыночной. Но, зато, нам показали, как на просчитанном платье, ниспадавшем складками, можно изменить ткань с бархата на шелк. (Блеск ткани неуловимо менялся.)

В общем, впечатление от Одевания близко к разочарованию.

По идее, Модуль Одевания должен нести в себе две функции. Первая - помощь конструктору, то есть после того, как конструктор подготовил комплект лекал, он вместо пробного отшива делает виртуальное Одевание. И выявляет, тем самым, либо неточности в отражении идеи дизайнера (правильности передачи пропорций деталей и конструктивно-декоративных элементов), либо неточности в посадке изделия на данную фигуру. Также выявляются ошибки в самих лекалах, если у конструктора не хватило опыта увидеть их в плоском варианте - выражаются появлением дыр на месте швов.

Приходится признать, что с этой функцией данные модули справились далеко не полностью. Еще передать пропорции - куда ни шло. Если одежда не имеет складок, то, поскольку манекен имеет объем, возможна достаточно точная - почти соответствующее точности эскиза передача пропорций. Но, что касается посадки, тут возникают большие сомнения в возможности передать реальное поведение ткани. (Возможно, что Конструктора даже вводят в заблуждение. Это зависит от корректности алгоритма одевания.)

Вторая функция Одевания - продемонстрировать клиенту вид изделия сразу, не делая пошива. При этом клиент должен получить из трехмерной виртуальной модели всю необходимую ему информацию для принятия решения о заказе.

Со второй задачей справились частично. Это уже зависит от вкуса клиента. На наш вкус, таким образом полученные "готовые изделия" выглядят неестественно и визуально очень тяжело воспринимаются. В них нет индивидуальности, именно того, что присутствует в эскизе дизайнера. Нам кажется, что клиент получил бы гораздо более ясное представление об изделии при работе с плоским фото или рисунком, с соответствующей заливкой тканью. Но, несмотря на весь скепсис, мы не до конца разделяем мнение представителей ASSYST, что трехмерный дизайн - это тупиковый путь и сейчас это не может реально применятся в производстве. Возможно в нынешней реализации - да, это не совсем функционально.

Но это только первые шаги нового подхода в компьютерном конструировании одежды. И у нас не вызовет удивления, если в скором времени, в двумерной реализации останется одна только раскладка.

2.4. Сканеры

Следуя трехмерной моде, появились в большом количестве трехмерные сканеры. Они представляют собой небольшую площадку с нарисованными следами ступней и четыре вертикальных столба по углам площадки, с расположенными на них видеокамерами (по 2 камеры и 1 лазеру на каждом). Человек без верхней одежды становится на эту площадку, и мгновенно мы видим на экране компьютера его трехмерный негатив. Для снятия размеров с виртуальной фигуры используется специальная программа. Утверждается, что погрешность измерений составляет один сантиметр, из-за подвижности объекта в момент фотографирования. Можно снимать размеры вручную, намечая линии на экране, между которыми система сама измеряет расстояние. А можно провести образмеривание автоматически. При этом стоимость программы возрастает пропорционально числу автоматически получаемых измерений. Так, например, сканнер стоит 100000 DM, программа обеспечивающая 7 автоматических измерений стоит 16000 DM, а программа, обеспечивающая 50 измерений - уже 60000 DM. Что называется - почувствуйте разницу!

Кроме того, имеются программы, проводящие измерения человека на основе трех фотографий его проекций. При этом число автоматически получаемых размеров ограничено цифрой 30.

Полученные данные можно затем использовать в швейных САПР для индивидуального производства.

Насчет экономии времени на изготовление изделия вследствие применения сканера можно поспорить, но то, что это добавляет особый шик и производит впечатление на клиента - несомненно!

3. Система автоматизированного проектирования одежды Фирмы Lectra.

Это Финская фирма является европейским лидером в производстве программного обеспечения для САПРа швейного производства.

Постараюсь выделить небольшое количество этих удобных и совершенных программ.

Для дизайнера.

В сентябре 2007 года на Выставках в Германии (ITMA 13-20 сентября, Мюнхен), Италии (SAMAB 11-13 сентября, Милан) и во Франции (18-21 сентября Premiere Vision, Париж) LECTRA представляет свою новую разработку для дизайнеров - Kaledo Collection. Новое предложение Lectra явилось результатом 30-летнего опыта работы Компании для рынка модной одежды. Инвестиции в разработку составили 10 миллионов евро.

Собрав все лучшее из специализированных программ Lectra предыдущего поколения для дизайна текстиля и создания технической документации, и добавив все необходимое для дизайнера одежды, Lectra предлагает Вам уникальный продукт. Kaledo Collection позволяет всем участникам разработки новой коллекции одежды работать в одной, универсальной среде, что исключает ошибки интерпретации, позволяет выбирать оптимальное решение и оперативно вносить изменения.

Пользовательский интерфейс программы Kaledo Collection, основанный на операционной системе Windows, позволяет получить дружественную к пользователю среду, включающую технологию перетаскивания объектов, стандартные принадлежности и настраиваемый пользователем интерфейс.

Kaledo Collection содержит Примеры, предназначенные для обучения рисованию, оформлению документации, формированию цветовых сочетаний и составлению сценариев, что позволяет сократить продолжительность обучения и облегчает процесс адаптации продукта к нуждам предприятия.