Смекни!
smekni.com

Печные изразцы (стр. 3 из 4)

Для сохранения яркости синего цвета в глазурь вводят (не более 20 %) натриевой щелочи.Перенасыщение глазури щелочью вызывает белый налет на поверхности изделия.

Примерные составы щ е л о ч н ы х г л а з у р е й с введением в них свинца и без него, % по массе, приведены ниже.

Глазурь с температурой Глазурь с температурой

Плавления 840…8600 С плавления свыше 8600 С

Кварцевый песок 45 Кварцевый песок 50

Свинец (сурик или глета) 35 Сурик свинцовый 30

Поташ 12 Поташ 12

Сода 8 Сода 8

Для окрашивания глазурей приведенных видов интенсивно-синий цвет в их состав вводят 0,5…1 % окиси кобальта. Добавку красителей производят после плавления при помоле фритты.

Для получения ц в е т а б е р л и н с к о й г л а з у р и шихту готовят следующего состава, % по массе:

Кварцевый песок 34
Свинцовый сурик 34
Бура безводная (прокаленная) 23
Калиевая селитра 9

После сплавления на 100 частей фритты добавляют 0,3 % окиси кобальта и 2,5 % окиси меди.

Г л а з у р ь б е з с в и н ц а ц в е т а б е р л и н с к о й л а з у р и приготовляют по следующему рецепту, % по массе:

Кварцевый песок 25
Бура безводная (пережженная) 25
Калиевая селитра 18
Борная кислота 5
Мрамор или мел 9
Углекислый барий 18

При помоле на 100 частей сплава добавляют 0,3 % окиси кобальта и 2,5 % окиси меди.

Соли кобальта (азотнокислая, фосфорнокислая, углекислая, сернокислая) являются хорошими красителями, которые не образуют на поверхности изделий отдельных точек нерастворенного красителя.

Перед окрашиванием глазурей соли кобальта растворяют в воде, хорошо смешивают с глазурью и затем, чтобы предотвратить всасывание соли в черепок и не ослабить окраску глазури, осаждают содой. Сила окрашивания у солей слабее, чем у окислов, поэтому их нужно вводить по массе больше, чем чистой окиси кобальта. Вместо каждых 10 г окиси кобальта в глазурь вводят:

Сернокислого кобальта -34г
Углекислого кобальта -14г
Фосфорнокислого кобальта -20,5г
Хлористого кобальта -29г
Азотнокислого кобальта -35г

Глазури с медью. Медь окрашивает глазури в цвета: холодно-зелёный, ярко-зелёный, голубой, серо-фиолетовый и красный («бычья кровь»). Последний цвет получить трудно, так как необходимы особые условия обжига и надлежащий состав газов в печах во время обжига.

Медь вводят в глазурь в виде следующих соединений: окиси меди - чёрного порошка; закиси меди - темно-красного порошка, сернокислой меди-кристаллов синего цвета (синий камень, медный купорос).

Большое разнообразие тонов, которые дыёт медь можно получить только при строгом соблюдении химически необходимого состава глазури и режима обжига, так как газовая среда в горне переводит медь при окислительном пламени обжига в окись меди, а при восстановительном (дымном)- в закись. Для меди при окислительном пламени обжига характерны чисто зелёные и голубые цвета, при восстановительном – грязно-зелёные, красные, красно-коричневые, серо-фиолетовые.

Очень красивые цвета-голубой, бирюзовый (древневосточная керамика) - дают глазури с медью, содержащие небольшое количество свинцового сурика или глета и борной кислоты. В их составе преобладают щёлочи - поташ и калиевая селитра. Так как щёлочные глазури плохо приплавляються к черепку и требуют повышенной температуры обжига, то получают цвет менее чистый, но обладающий достаточно хорошим тоном, который особенно проявляется в глухих глазурях, нанесённых на хорошую белую подкладку (ангоб).

В свинцовых глазурях медь даёт ярко-зелёный цвет. Присутствие глины в глазури мало влияет на цвет, но делает его теплее. Добавка окиси меди более 4% понижает температуру плавления глазури, вследствие чего она обретает повышенную текучесть. Увеличение в такой глазури содержания глины за счёт уменьшения песка прекращает текучесть, цвет зелени приобретает более тёплый тон.

Прозрачные медные глазури дают на черепке белого цвета или по белому ангобу красивые зелёные, голубые и бирюзовые цвета, на красной глине получаются грязно-чёрные цвета. Такое наблюдается у всех прозрачных глазурей любого цвета, кроме коричневого, выигрывающего на красном черепке.

Окись железа окрашивает глазурь в коричневые, красные, бурые, бутылочно-зелёные и тёмно-коричневые цвета. В качестве красящих материалов глазурь вводят окись железа, сернокислое железо или железный купорос.

В свинцовых глазурях окись железа даёт интенсивно коричневый цвет с красноватым оттенком, в щёлочных глазурях этот цвет бутылочно-зелёный, особенно при пережигах. Небольшие количества буры не портят коричневого цвета. В глазурях с бурой и свинцом избыток окиси железа даёт коричневую глазурь с блестящими внутри неё кристаллами.

Характерным цветом для окиси хрома является глухой травянисто-зелёный. Глазури окрашиваются хромом в зелёный цвет, кроме того, хром окрашивает в жёлтый, оранжевый, малиновый, розовый, кроваво-красный и коралловый цвета.

В качестве красителя в состав глазури вводят: двухромовокислый калий (кристаллы оранжево-красного цвета, растворимые в воде и известные под названием хромпика); монохроматкалия (жёлтые кристаллы) и окись хрома (травянисто-зелёный порошок, нерастворимый в воде).

Окись хрома почти не растворяется в глазурях. Окрашивание глазури в зелёный цвет происходит во взвешенном состоянии. Глазури, окрашенные окисью хрома, отличаются своей плотностью и непрозрачностью. Окись хрома почти всегда даёт глухие зелёные эмали и вместе с окисью меди частично растворяется в глазури и даёт глубокие тёмно-зелёные цвета.

Х р. о м о в у ю п. л о т н у ю э м а л е в и д. н у ю а к р. а с к у получают введением в глазурь 4…8% окиси хрома. Рецепт такой глазури, % по массе:

Свинцовый сурик -85
Кварцевый песок -15
Хромпик (добавлять при помоле сплава) -20

.

Ж ё л ты е и о р. а н ж е в ы е т о н а получают при приготовлении глазури по следующему рецепту, % по массе:

Сурик свинцовый -75
Кварцевый песок -25
Хромпик (добавлять при помоле сплава) -4…8

.

Для того чтобы цветная глазурь не так быстро отдавала воду черепку и лучше наносилась на изделие, в неё добавляют 5…7 капель глицерина на 20…25 г сухой глазури.

НАНЕСЕНИЕ ГЛАЗУРИ НА ИЗРАЗЦЫ

Перед нанесением глазури изразцы сортируют, тщательно очищают щеткой от загрязнения и пыли, а затем моют. Глазурь наносят слоем толщиной 1…1,5 мм методом погружения (окунания) или полива. При приготовлении сырой или фриттованной глазури компоненты смешивают с водой до достижения глазурью густоты жидкой сметаны (на 100 частей глазури берут 50…60 частей воды). Глазурь не должна терять своей густоты в период всего процесса глазурования. Через небольшие промежутки времени ее необходимо перемешать.

При нанесении глазури путем окунания лицевой стороной изразец легко впитывает в себя воду, а твердые частицы пристают к его поверхности в виде слоя, толщина которого зависит от степени густоты раствора и от продолжительности окунания. Для тонких изразцов, быстро впитывающих воду, рекомендуется брать более густые растворы глазури. При окунании изделие держат в резиновых перчатках пальцами за такие места, где не нужна глазуровка или в дальнейшем будут мало заметны исправления. Следы пальцев покрывают глазурью с помощью кисти.

Вручную глазурь наносят на изразцы методом поливки. Глазуровщик берет изразец левой рукой, придерживая его за румпу вертикально (с небольшим наклоном от себя) над емкостью. В правую руку берет кружку, зачерпывает из деревянной бочки предварительно размешанную глазурь, подносит край кружки к поверхности изразца и, не спеша, льёт глазурь на поверхность изразца, начиная с верхней части и края от себя, переводя кружку к другому краю изразца.

Полив всей поверхности изразца в один налив кружки, одновременно, без перерывов создаёт равномерный гладкий слой глазури.

Не допускается глазурование неочищенных от пыли и грязи печных изразцов.

В цехах средней мощности глазурь на изразцы наносят пульверизатором.

Отглазурованные изразцы раскладывают на площадке возле печи для высыхания.

ОБЖИГ

Обжиг печных изразцов выполняют в печах периодического и непрерывного действия (туннельных печах).

При производительности цеха более 200 тыс. изразцов в год наиболее целесообразно и экономично применение туннельных, непрерывно действующих печей. На меньших производствах целесообразно использовать двухэтажные горизонтальные обжиговые печи периодического действия с нижним каналом, муфелем и верхним безмуфельным каналом. В них допустима большая гибкость режима обжига изделий, а также использование местных видов топлива (опилки, костра и лузга). Такие печи получили наибольшее распространение в колхозах западных областей Украины.

Безглазурный («утильный») обжиг выполняют для придания черепку механической прочности и сохранения необходимой пористости. Второй обжиг, который носит название «бисквитного», заключается в покрытии пористого черепка стекловидной глазурью для защиты изразцов от загрязнения, проникновения влаги и т.д.

Безглазурному обжигу подвергают хорошо высушенные изразцы с остаточной влажностью до 8%. Чем она ниже, тем меньше при обжиге образуется трещин на черепке.

Качество обжига как безглазурного, так и глазурного во многом зависит от правильного размещения изделий в рабочих камерах обжиговой печи.