Смекни!
smekni.com

Архивы в Древнерусском государстве (стр. 3 из 3)

Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).

В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли "источниками мудрости". Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно "жития святых", которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми.

В XI в. появляются первые исторические сочинения - летописи. Летописи сообщают, что в храме Софии в Киеве имелось большое собрание книг, которые передал туда Ярослав Мудрый. В Новгородском Софийском соборе так же хранилось много книг и различных документов. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее стали называться книгохранилищами.

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литературных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославлялись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славянских племён и военные подвиги, давалось религиозное обоснование идеи о необходимости общественного неравенства, осуждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы феодальной знати, служат и величественные архитектурные сооружения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже намечалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искусства, литературы, используемые господствующим классом в целях идеологического воздействия на трудящихся для укрепления своей власти, являются памятниками культуры всего русского народа.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессивный характер. В замечательном памятнике русской исторической мысли и литературы XII в., Повести временных лет, проводится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древнерусская народность. Это памятник, в котором отражён глубокий патриотизм.

Письменные источники, хранители текста - основа исторического знания. Они дают возможность услышать язык эпохи, передают хронологическую последовательность событий, рисуют картины отношений внутри общества в изучаемое время, словом, создают тот каркас, на котором впоследствии можно будет разместить данные других групп источников - археологических, этнографических и т. д. - для того, чтобы создать полное, целостное представление о том или ином отрезке истории человечества.


Список источников и литературы

1. Буслаев Ф. Русская хрестоматия (текст и комментарий ряда памятников, в том числе «Слова о полку Игореве»). - СПб., 1898.

2. Владимирский М. Буданов, Хрестоматия по истории русского права, вып. 3. изд. третье, - М., 1888.

3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы, - М., 1938.

4. Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя древней Руси, 1926.

5. Исследование Анджело Данти. Памятники древнерусской литературы. вып. 3, изд. Академии наук СССР, Л. 1932.

6. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы. - СПб.. 1922.

7. Карский Е.Ф. Русская Правда по древнейшему списку, Л.: Изд-во АН СССР, 1930.

8. Калачов Н.В. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды, 2-е. изд., 1880.

9. Лавровский Н. О византийском элементе в языке договоров русских с греками, 1853.

10. Орлов А.С. Слово о полку Игореве, изд. Академии наук СССР, 1939.

11. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. Л., 1938 г.

12. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Пономарев А.И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 1-4. - Спб., 1894.

14. Правда Русская. Учебное пособие. - М., 1940.

15. Рыбаков Б.А. Древние русы. - М., 1951.

16. Русская Правда по спискам Академическому, Троицкому и Карамзинскому, под ред. А.И. Яковлева и Л.В. Черепнина. - М., 1928.

17. Сергеевич В.И. Древности русского права (или Русские юридические древности), т. I. - Территория и население, изд. 3 - е, СПБ. 1909; т. II - Вече и князь. Советники князя, изд. 3 - е, СПБ., 1908; т. III - Землевладение, тягло, порядок обложения, изд. 2 - е, СПБ., 1911.

18. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1962.

19. Черепкин Л.В. Русская палеография. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.

20. Шляков Н.В. О поучении Владимира Мономаха. - СПб., 1893.

21. Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. - М., 1967.

22. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. - М., 1953.

Старостин, Е. В.

Архивы русской православной церкви периода древнерусского государства (Киевская Русь) / Е. В. Старостин // Делопроизводство,

2007. - N 3. - С. 108-114. - Библиогр.: с. 114 (33 назв. ).