Смекни!
smekni.com

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков (стр. 9 из 15)

2.2. Психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте

На российской научно-практической конференции «Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков»[29] встал вопрос о широком социальном аспекте помощи детям «группы риска». Отмечалось, что волна детской безнадзорности грозит приблизиться к уровню 20-х годов; несовершеннолетние бродяжничают, принимают алкоголь, употребляют наркотики, грабят и убивают. Подчеркивалась необходимость профилактики каждого негативного явления и медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретают специфические психологические знания, на основе которых исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинейджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам, современные источники – к десяти. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Г.А.Цукерман пишет, что «граница, разделяющая младший школьный и подростковый возраст, должна быть размытой, не укладывающейся в точную цифру». Т.В.Драгунова подчеркивает, что «границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах современной школы». Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15 лет.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению. Л.И.Божович подчеркивает, что стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку.[30]

Многие исследователи пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.

Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б.Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду. М.Ю.Кондратьев считает «искривлением» деятельностной линии онтогенеза недостаточную обученность подростка, его психическую неподготовленность к соответствующему возрастным нормам, привычному для данного социума способу взаимодействия с окружающей действительностью. Однако это один из аспектов отклоняющегося поведения, понимание механизмов которого может быть осуществлено с позиций психологической концепции развития личности.

Так, А.В.Петровский в концепции персонализации личности рассматривает потребность индивида быть «идеально представленной» в сознании значимых других людей личностью, причем теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе. Однако потребность быть личностью (стремление подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость) может быть удовлетворена лишь при наличии способности быть личностью. Разрыв между этой потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников.[31]

Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, согласно мнению Д.И.Фельдштейна, самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения.

Кондратьев М. Ю. выделяет ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать отклоняющееся поведение. Филонов Л. Б. считает источником девиантного поведения подростка «поиск пределов допустимого».[32] Это может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Овчинский В. С. обратил внимание на то, что несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности.

А.Е.Личко подчеркивает важность для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками, общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении, в аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности. М.Ю.Кондратьев подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. Отмечается, у современных подростков из неформальных групп потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска», «проскальзывание жизни». Причем, неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной» субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Механизм его таков: формы предпреступного поведения закрепляются в поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который может перерасти в устойчивый антисоциальный. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий.