Смекни!
smekni.com

Конфликтология (стр. 3 из 3)

Тем не менее в случаях, когда расхождения глубоки и интересы непримири­мы, перспектива арбитража может оказывать противоположное воздействие. Участники конфликта могут «заморозить» свои позиции, надеясь обрести преимущество, когда третейский судья будет искать компромисс. Для преодоления этой тенденции в некоторых спорах, таких как споры из-за оплаты бейсбольных звезд, применяется «арбитраж последнего слова», в котором тре­тейский судья выбирает в качестве окончательного решения последнее предло­жение той или иной стороны. Такой арбитраж заставляет каждую из сторон делать свои предложения разумными.

4.УМИРОТВОРЕНИЕ

Иногда напряженность и подозрительность возрастают настолько, что общение, а тем более разрешение конфликта, становится абсолютно невозможным. Каж­дая из сторон может угрожать, принуждать и мстить. К несчастью, подобные действия провоцируют ответные ходы, что приводит к эскалации конфликта. Если дело обстоит именно так, то даст ли желаемый результат политика умирот­ворения другой стороны с помощью безоговорочного сотрудничества? Зачастую нет. В лабораторных играх те, кто стопроцентно сотрудничает, нередко подвер­гаются эксплуатации. А в политике односторонний пацифизм никоим образом не стоит на повестке дня.

ПОИР-аббревиатура для фразы: "Постепенные и обоюдные инициативы по раз­рядке напряженно­сти» — стратегия, предназначенная для снижения международной напряженности

Существует ли еще одна стратегия — миролюбивая, а не мстительная, и все же достаточно жесткая, чтобы предот­вратить эксплуатацию? Социальный психолог Чарльз Ос гуд (CharlesOsgood, 1962, 1980) обосновывает такую воз­можность. Он называет ее «постепенные и обоюдные ини­циативы по разрядке напряженности», сокращенно ПОИР, или GRIT', что напоминает о необходимом терпении. Стра­тегия ПОИР призвана разорвать спираль конфликта, вы­зывая его обоюдную деэскалацию. Для этого в ней исполь­зуются социально-психологические концепции, такие как нормы взаимности и атрибуция мотивов.

«Не волнуйся, дорогая. Это всего лишь миротворческий удар.»

"Стратегия ПОИР — примирительная. Но это не «капитуляция в рассроч­ку». Ее консервационные аспекты защищают собственные интересы сторон, со­храняя возможность наказания. Начальные примирительные действия подра­зумевают некоторый небольшой риск, но не подрывают ничьей безопасности; скорее они рассчитаны на то, чтобы обратить вспять эскалацию напряженности. Если одна из сторон осуществит агрессивную акцию, дру­гая ответит тем же, давая понять, что не потерпит эксплуа­тации. Однако ответные шаги не являются гиперреакцией, которая могла бы повлечь за собой новый виток конфликта. Коль скоро противник предпринимает собственные ша­ги к примирению, на них тоже следует равный или даже чуть больший ответ. Специалист по конфликтам Мортон Дойч (1993) выразил дух ПОИР, советуя участникам переговоров быть «твердыми, честными и дружелюбными: твердыми, сопротивляясь шантажу, эксплуатации и гряз­ным играм; честными, соблюдая свои моральные принципы и не отвечая на аморальное поведение противника, несмотря на его провокации; дружелюбны­ми — в смысле готовности начать и поддерживать сотрудничество».

Действует ли ПОИР? В лабораторных дилеммных играх наиболее успеш­ной стратегией оказалась простейшая «услуга за услугу», которая начинается с приглашения к сотрудничеству, а затем повторяет последний ответ противника. «Услуга за услу­гу» — это попытка сотрудничать и забыть обиды, приэтом не позволяя себя эксплуатировать! В лабораторных играх заявление о стремле­нии к сотрудничеству действительно способствует сотрудничеству. Повторяю­щиеся примирительные акции действительно порождают больше доверия (хотя предубеждения в свою пользу зачастую заставляют воспринимать собственные действия как более миролюбивые и менее враждебные, нежели действия дру­гих).

ПРИМЕНЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Подобные ПОИР-стратегии периодически испытывались вне лабораторий с многообещающими результатами. Во время Берлинского кризиса в начале 1960-х годов советские и американские танки башня к башне стояли друг про­тив друга. Кризис кончился, когда американцы шаг за шагом отвели свои танки назад. На каждый шаг Советы отвечали тем же. Более со­временный пример: маленькие египетские и израильские уступки (например, Израиль позволил Египту открыть Су­эцкий канал, Египет позволил проходить через него судам, направляющимся в Израиль) помогли разрядить напря­женность до уровня, на котором стали возможны перегово­ры.

Могут ли примирительные усилия снизить напряженность и во взаимоотно­шениях индивидов? Есть все основания полагать, что это так и есть. Когда отношения натянуты и коммуникация отсутствует, необходим порой только миролюбивый жест- мягкий ответ, теплая улыбка, нежное прикосновение, -чтобы обе стороны начали спуск по эскалатору напряженности на тот уровень, где контакт, сотрудничество и общение снова станут возможными.

Заключение:

Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социальными дилемма­ми, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могуществен­ные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение, мо­гут превратить вражду в гармонию.

Можно ли за счет тесного контакта людей уменьшить их враждебность? Несмотря на ряд обнадеживающих ранних исследований, другие исследования показали, что сама по себе десегрегация в школах оказывает мало влияния на расовые установки. Но если налажен продолжительный и тесный межрасовый контакт и если в нем обеспечен равный статус, враждебность зачастую умень­шается.

Контакты особенно плодотворны, когда люди совместно стараются преодо­леть общую угрозу или добиться экстраординатной цели. Основываясь на дан­ных экспериментов по кооперационным контактам, несколько исследователь­ских групп попытались заменить конкурентные ситуации в школьном обучении на обстановку кооперации при обучении, получив воодушевляющие результаты.

Участники конфликта могут также искать решение своих проблем путем переговоров либо прямых, либо через нейтрального посредника. Помощь тако­го посредника может заключаться в том, что он подтолкнет противников к тому, чтобы сменить их конкурентную позицию «я выиграл — ты проиграл» на более плодотворную кооперационную ориентацию «я выиграл — ты выиграл». По­средник может также организовать общение, которое очистит восприятие от искажений и повысит взаимопонимание и доверие. Если соглашение не достиг­нуто, конфликтующие стороны могут доверить решение третейскому судье, ко­торый вынесет собственное заключение или выберет одно из двух окончатель­ных предложений сторон.

Иногда напряжение столь сильно, что подлинная коммуникация невозмож­на. В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон способны вызвать ответные, примирительные шаги другой стороны. Одна из таких стра­тегий примирения, ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначена для снижения напряженности в международ­ных отношениях.


Список литературы:

1. Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теория Личности»- СПб; изд. дом «Питер», 2000г-608с.

2. Р.Чалдини, «Психология влияния»- СПб; изд. дом «Питер», 2000г-272с.

3. Социальная психология личности в вопросах и ответах; учебное пособие под редакцией проф. В.А. Лабунской- М. Гардарики; изд. Группа «Юристъ», М, 1999-397с.

4. Д. Майерс, «Социальная психология»- СПб; изд. дом

«Питер», 2000г-686с.