Смекни!
smekni.com

ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ (стр. 2 из 2)

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касает­ся цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлек­ло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета имеют воз­раст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путанно, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не раз­бираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстоя­ния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику осо­бенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автома­шины и т. д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и коли­чество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков су­щественное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, психической активности проявляемой при этом. Однако возмож­ность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошед­шего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особеннос­ти его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспри­нятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих при­знаков, с которыми связываются другие элементы облика.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей - особенно­сти походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.

В последние годы все большее значение криминалисты и психологи при­дают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных осо­бенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилага­тельных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т. д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос иг­рают роль опознавательного признака, криминалисты активно привлекают психологов, когда другие способы не эффективны и, используя технику, на­ходят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».

В Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом[1] в известность по­лицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были за­писаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов по науч­ной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к следующим выводам: преступнику около 40 лет, что он не принад­лежит к образованным слоям населения и в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную за­пись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь уста­новить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержа­нием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя че­ловека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно ока­зался искомым преступником1.

В изложенном примере внимание обращено на те или иные признаки голо­са и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотека голоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заика­ние, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов, жаргонизмов и т. п.).

При описании не менее сложны жесты, мимика, походка. Отражая мно­гие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоциональ­но-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они вос­принимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Напри­мер, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачи­ванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т. п.; жестикулируя, человек прижимает руку к груди при завере­ниях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т. д.

В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Сле­довательно, для правильной оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают два основных вида узна­вания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).

Симультантное узнавание - это узнавание сразу, в результате мгновенно­го совпадения образа человека (предмета), находящегося в памяти узнающе­го и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Сук­цессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запечатленных в памяти и воспри­нимаемых при опознании.

Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, вклю­чается сознательное, осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания.

По некоторым данным, при симультантном узнавании даже хорошо знако­мого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по кото­рым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение И.М. Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли2.

Как правило, опознание производится в служебном кабинете, достаточно просторном для размещения всех его участников. В случае, если восприятие события преступления и личности преступника происходило в особых усло­виях, нужно для опознания создать такие условия. При этом следователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинство опознаю­щего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию, угрожающую здоровью или жизни граждан. Опознание надо проводить при хорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и де­тали предъявляемых объектов.

Существенное значение имеет правильный подбор лиц, которые будут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не должны резко отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В.Л. Васильев гово­рит о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в гла­за каждому, например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъяв­ленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании».

Психологические особенности имеет опознавание трупа. Опознающими в таких случаях являются родственники, близкие погибшего, поэтому следова­тель должен проявлять необходимый такт. Следует иметь в виду, что под воз­действием обстановки морга значительно ухудшаются условия восприятия, психофизиологические возможности опознающего, совершаются ошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания. Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологиче­ски подготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постараться успокоить, помочь преодолеть страх.

При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюс­ти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возмож­ность оказания какого-либо психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словес­ная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки. В работе опознания совершенно необходимы психологический навыки, и знания которые были рассмотрены в данной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

· Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология, Юриспруденция, М., 2000

· В.Л. Васильев, Юридическая психология, М., 1991

· А.Л. Гинзбург Тактика предъявления для опознания, М., 1971

· М.С, Шехтер, Психологические проблемы узнавания, М., 1967


[1]См.: Дело Тильмана // Вопросы психологии. 1963. № 6-7.