Смекни!
smekni.com

Память и её виды (стр. 4 из 5)

· Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть.

· Человек слухового типа памяти предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо.

· Человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал.

Чаще всего встречается смешанный тип памяти: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Он жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, включаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

1.3. Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательной и практических действий.

Это строго закономерный процесс. Осмысливание задач и путей изучения непроизвольного запоминания и его отношения к произвольному непосредственно связано с основными проблемами психологии памяти, как в их историческом развитии, так и в современном состоянии. Непроизвольная память сравнительно недавно стала областью специального экспериментального и теоретического исследования. Однако пройденный общей психологией путь до появления специальных исследований непроизвольной памяти является также важным и поучительным.

В доэкспериментальный период развития ассоциативной психологии не было еще деления памяти на непроизвольную и произвольную. Фактически вся память рассматривалась как непроизвольная. Сведение памяти к механике ассоциаций устраняло необходимость рассматривать память зависимости от обстоятельств жизни и деятельности человека. В этих условиях выпадала содержательная сторона самого процесса запоминания. Поэтому проблема особенностей непроизвольной памяти по сравнению с произвольной по существу и не могла возникнуть. Запоминание трактовалось, как процесс непроизвольного ассоциинирования. Ассоциационисты указывали на роль произвольного внимания и воли в запоминании. Такие указания мы находили у Гартии, у обоих Миллей, Бэна и другие.

Важнейший шаг вперед в разработке вопросов памяти в нашей отечественной психологии был сделан Галичем. У Галича есть указания и на непроизвольное запоминание и условия его продуктивности. Непроизвольная память «может схватывать предметы свежие, огромные, блестящие…, то, что сильно поражает внимание. В запоминании смысла предметов автор отмечает роль определенной их упорядоченности, облегчающей процесс понимания. Таким образом, и в непроизвольной памяти необходимо проявление человеком определенной активности к предметам. Об этом свидетельствует и следующее положение Галича, высказанное в связи, с характеристикой представлений. Предмет бывает представлением только тогда, когда из внешнего мира переходит во внутренний. Необходимым условием образования представления о предмете является проявление человеком какой-либо психической деятельности по отношению к нему.

Задача изучения непроизвольного запоминания заключается в том, чтобы раскрыть такие специфические особенности деятельности, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия высокой продуктивности непроизвольного запоминания.

Прежде всего непроизвольное запоминание выступает как продукт любой целенаправленной деятельности. Животное в поисках пищи запоминает те места, где ее находит. Ребенок-дошкольник, играя, слушая музыку, общаясь с окружающим миром, запоминает при этом предметы, слова мысли, действия и т.п. Ученик, слушая на уроке новый материал и стараясь понять его содержание, запоминает многое в нем без специальных на то усилий. Каждый человек может более или менее подробно вспомнить, что он делал в течение дня, может пересказать содержание прочитанной мысли, виденного кинофильма. Хотя во всех этих случаях он специально не ставил цели на запоминание. В перечисленных приемах непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной деятельности, т. к. речь идет о запоминании объектов, на которые эта деятельность непосредственно была направлена.

У животных непроизвольное запоминание включено в целенаправленную деятельность, которая не является сознательной, преднамеренно. У человека же оно осуществляется в преднамеренной, волевой деятельности, связанной в достижении сознательно поставленных целей. Однако и в этих случаях сам акт запоминания является непроизвольным, а значит, и неосознаваемым, т. к. намерение, сознательная волевая регуляция человеком своей деятельности относится не к мнемическим целям, а к практическим, познавательным или каким либо другим. Вместе с тем, сознательная регуляция деятельности обеспечивает возможность произвольного воспроизведения того, что запоминается непроизвольно. Непроизвольное запоминание может быть результатом взаимодействия субъекта и с такими объектами, которые прямо не относятся к содержанию целенаправленной деятельности. В этих случаях возможности непроизвольного запоминания и последующего воспроизведения будут в большей или меньшей мере затруднены.

Целенаправленная деятельность уже у животных составляет главную форму взаимодействия со средой. Тем более это относится к человеку, у которого деятельность является не только целенаправленной деятельностью, занимает основное место в жизни животного и человека.

В деятельности человека, в зависимости от ее содержания, от различных соотношений ее целей, мотивов и способов, складываются более или менее благоприятные условия для непроизвольного запоминания.

Способы деятельности, относясь к условиям достижения цели, теряют для человека свою специальную целенаправленность и в силу этого совершаются не в форме самостоятельных действий, а как вспомогательные, хотя и подчиненные цели процессы.

Отличия способа от действия можно показать на следующем примере. Ученик должен выучить стихотворение. Это составляет предмет – непосредственную цель его действия. Для осуществления цели он повторяет стихотворение несколько раз, или переписывает его, или устанавливает какие-то логические связи и прочее.

Повторение, переписывание, установление логических связей и будет в данном случае составлять то содержание действия, которое относится к его способам. Различие в содержании и характере протекания целенаправленного действия и способа деятельности должны отразиться и на характере запоминания одного и того же материала, выступающего включенным в одном случае в цель действия, в другом – в ее достижение. Как функциональный, так и генетический анализ показывает, что материал, являющийся содержанием действия и способа действия запоминается различно и что изменение отношений между операцией и действием влечет за собой изменение в эффективности непроизвольного запоминания.

Положение о том, что материал, занимающий место или действие запоминается более продуктивно, чем тот, который входит в условие достижения цели, нашло свое подтверждение в исследованиях Смирнова.

В опытах этого исследователя студентам предлагались 8 пар фраз, каждая из которых иллюстрировала какое-либо орфографическое правило. Испытуемые должны были вспомнить, на какое правило дана каждая пара фраз, а затем на эти правила самостоятельно придумать другую пару фраз. Задача запомнить фразу испытуемым не ставилась. На другой день им предложили воспроизвести данные фразы. Оказалось, что фразы, придуманные испытуемыми, были воспроизведены в три раза лучше, чем первоначальные.

Анализируя все обстоятельства деятельности испытуемых в этих опытах, автор считает, что фразы данные повторились более, чем придуманные. Значительную роль в непроизвольном запоминании играет интерес. Иногда непроизвольно запоминаются те сведения, такой учебный материал, который непосредственно связан с хорошо закрепленными прежними знаниями ученика.

Таким образом, полученная закономерность: материал, который входит в содержание цели деятельности, запоминается значительно лучше, чем тот же материал, входящий в содержание ее способов и относящийся к условиям достижения цели.

В чем же заключаются благоприятные и неблагоприятные условия в образовании нервных связей, создавшиеся в деятельности испытуемых в описанных выше опытах.

Выводы

Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти.

Из полученных данных по изучению зависимости непроизвольного запоминания от предметного содержания деятельности, можно сделать вывод: наиболее продуктивно запоминается материал тогда, когда он входит в содержание цели действия. Именно в этих случаях складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления первых связей в мозгу.

Изучение непроизвольного запоминания должно привести к преодолению в психологии противопоставления высших форм памяти низшим, должно способствовать дальнейшей разработке проблемы памяти, выяснению некоторых психических основ и путей руководства видам запоминания в учебной и других видах деятельности человека.


Заключение.

Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания.