Смекни!
smekni.com

Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации (стр. 4 из 5)

· осознание самого себя: выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь, члены группы получают возможность исследовать себя со стороны. Рост осознания себя сопровождается тем, что члены группы больше принимают себя и становятся более склонными к изменению в личностных установках и поведении, приближающимся к идеалу их «Я».

· ответственность: участник группы должен отвечать за поведение, которое он демонстрирует или отказывается показывать.

· внимание к чувствам как достижение более высокого уровня осознания членами группы своего аффективного потенциала. Прежде чем, начать действовать, люди должны научиться постоянно и всегда осознавать собственные чувства. Акцентируя чувства и ощущения, участники групп создают противовес интеллектуализированному образу жизни и создают возможность восстановления ценности эмоциональной выразительности как наиболее тонкой формы человеческих отношений.

· здесь-и-теперь.

Группы личностного роста основаны на теории К. Роджерса. Суть его теории заключается в том, что люди свой используют опыт для определения себя. Это достигается за счет тенденции к самоактуализации (как стремления становиться автономным и зрелыми способным настолько, насколько это возможно биологически) и психологического роста (как способности пережить и осознать свою неправильную приспособляемость). Самоакуализировашийся (или полностью функционирующий) человек, наиболее полно осознающий свою самость (представление человека о себе). Для него характерна открытость опыту, чувствам и переживания; жизнь в настоящем, полная реализация текущего момента и доверие собственным внутренним побуждениям и интуитивным суждениям.

На этих же принципах основана и клиенто-центрированная терапия, целью которой высвобождение уже «наличной способности в потенциально компетентном индивиде, а не квалифицированная манипуляция более или менее пассивной личностью». Суть этих отношения между терапевтом и клиентом можно точно передать словами Лао Цзы: «Если я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они сами заботятся ос себе. Если я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой».

Здесь было бы уместным упомянуть о двух моделях оказания помощи (в широком смысле этого слова) выделенных Е. Мелибруда. Первая основывается на идее давать другому то, в чем он нуждается и тогда, когда он этого заслужил. Здесь первостепенное значение имеют добрая воля помогающего и средства, которыми он располагает. Помощь здесь оказывается в форме готовых рецептов решения проблемы, добрых советов, попыток уменьшить остроту переживания, путем внушения или поддержки. Второй тип, связан с тем, что помогающий прежде всего должен активизировать внутренние процессы, того кому он помогает, чтобы он сам справился со своими проблемами. Главное здесь то, что помогающий не стремиться ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов, а старается усилить его веру в себя. Человек приобретает стойкость не того, когда вытесняет или устраняет свои переживания, а когда осознает, что способен вынести еще более тяжкие переживания. Клиенто-центрированная терапия «использует» второй тип оказания помощи.

Личностный рост клиента, и, следовательно, гуманизация его деятельности возможно при соблюдении терапевтом следующих условий работы:

· конгруэнтности как умения быть собой;

· эмпатии как понимании внутреннего мира другого человека;

· бескорыстной доброжелательность и теплота;

· безусловном принятии переживаний другого человека.

Личность терапевта играет значительную роль в созданию этих условий. По Роджерсу, терапевт должен:

· вести себя так, чтобы клиент понял, что он искренен, правдив и достоин доверия с его стороны;

· быть способным испытывать теплые чувства по отношению к человеку, которому помогаешь, проявлять симпатию, уважение;

· быть способным чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь (т.е. не идентифицироваться с ним);

· уметь не претендовать на свободу и независимость другого человека;

· быть способным полностью проникать во внутренний мир чувств и переживаний клиента и уметь видеть его таким, какой он есть и показать ему это принятие;

· способность поддерживать с этим человеком, отношения в которых он не будет чувствовать угрозы;

· способность воспринимать другого человека как постоянно изменяющегося и развивающегося.

Терапевт также должен обладать способностью к необусловленному позитивному вниманию. Это похоже на названную А. Маслоу «любовь дао», которая «не предполагает, не ограничивает, не определяет». Однако здесь важно не только принятие. Позитивное внимание должно также включать и эмпатическое понимание, которое позволяет чувствовать мир клиента как свой собственный, но при этом оставаясь собой. Третьим критерием хорошего терапевта является способность передать это понимание клиенту.

Отдельно стоит упомянуть эмпатичный способ общения, поскольку он имеет отношение не только к процессу консультирования, но и может быть использован как средство гуманизации общения. Для него характерно:

· вхождение в мир другого и пребывание в нем «как дома», сочетающееся с постоянной чувствительностью к меняющимся переживания другого;

· временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения; при этом важно не касаться совершенно неосознаваемых чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими;

· сообщение ваши впечатлений о внутреннем мире другого; это дает возможность спокойно смотреть на моменты, которые волнуют или пугают вашего собеседника;

· частное обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаем ответам;

· способность оставить на некоторое время свои точки зрения и ценности, что позволяет войти в мир другого без предвзятости.

В западных странах, а в последнее время и в нашей стране, давно приобрели популярность «книги-поучения». Советы по решению разных житейских (а иногда и полуфилософских) проблем отличаются лаконизмом, конкретностью, доходчивостью, но достаточно часто страдают примитивизмом. Особое место среди них занимают книги Д. Карнеги, характеризующиеся неоднозначностью и противоречивостью. Несмотря на порой справедливые обвинения в том, что его рекомендации способствуют формированию манипулятивной ориентации, среди них есть ряд «советов», помогающих установлению гуманных отношений. К ним, например, можно отнести следующие:

· не критикуйте, а начните изменения с себя перед тем как вы начнете изменять других;

· перестаньте думать о собственных достижениях и желаниях, попытайтесь оценить положительные качества других людей;

· забудьте о лести - честно и искренне высказывайте свое одобрение;

· секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения.

Является ли утопичным стремление гуманистов изменить людей, так, чтобы сделать их добрыми, отзывчивыми, способными безвозмездно жертвовать и т.п.? Или же т.н. «зло» имманентно человеку и все попытки гуманистически настроенных философов, психологов и педагогов бесполезны? На этот вопрос вряд ли можно ответить однозначно. Это прежде всего связано с тем, что категории Добра и Зла по-разному понимаются в разных культурах и в разных мировоззренческих системах. Так, например, то, как понимается «Я», личность на Западе прямо противоположно взгляду Востока. Тем не менее, выделенная в начале работы общая черта основных религий (преодоление собственного эгоизма) может, как мне кажется, говорить о наличии одного из общих смыслов существования человека.

За историю человечества было предпринято множество попыток создать идеальное общество, основанное на уважении и братстве, в котором человек смог бы полностью реализовать свой потенциал, т.е. общество, стремлением к появлению которого служило желание сделать человека и его жизнь лучше. При этом выбирались самые разные формы реализации этого стремления: от масштабных революций и объединений стран до сект и благотворительных организаций. Некоторые из этих «проектов» прекратили свое существование (например построение коммунистического «рая» на всей Земле), другие находятся в развитии (Объединенная Европа), третьи - успешно функционируют уже много лет (Армия Спасения). И если задуматься над тем, почему последние два из указанных «проектов» до сих пор существуют, то можно предположить, что основной причиной является их гуманистическая ориентация. На мой взгляд, эти «общества» выжили не столько за счет высоконравственных лидеров, а сколько за счет их поддержки рядовыми членами. Именно здесь и возникает вопрос, о гуманизации общества вообще, а не только отдельных его членов, наличии заинтересованности в этом и поддержки на уровне правительства. И от того, как скоро эта ориентация станет значимой при создании правительственных программ и принятии политических решений, зависит то, когда мир станет человечным (от слова «гуманный»).

Тем не менее, осознавая некоторую утопичность этого ожидания, каждый заинтересованный в этих изменениях человек должен понять, что помимо таких масштабных задач, вокруг него существуют множество людей которым требуется помощь. И, возможно, если таких понимающих и делающих людей станет много, то эти изменения могут произойти, поскольку они станут не «психологией меньшинства», а ценностями этого общества.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие формирования гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии, 1980, №5

2. Бубер М. Два образа веры. М. 1995