Смекни!
smekni.com

Проблемы психологической саморегуляции (стр. 12 из 13)

Проводитсяобычноетестированиеназапоминание - за 30 секунд, какправило, запоминаетсяоколо 7 слов. Затемпредлагаетсядругаякарточкаиподробнаяинструкцияпостратегиизапоминания. Теже 30 секундразбиваютсянаинтервалыпо 5 секунд, втечениекоторыхпоследовательновнедряетсясамастратегия.

Ориентируясьначистовизуальное, "фотографическое" восприятиевтечениепервых 5 секундвывоспринимаетекарточку. Затемподнимаетеглазавверх (Vr) ивспоминаетеслова. Напервомзанятиичащевсегоудаетсявспомнитьоколо 4-5 слов.

  1. Следующие 7-8 секунд вы смотрите на карточку, обращая внимание ТОЛЬКО на те слова, которые вы еще не запомнили (процесс "раскадровки"). Отмечаете для себя особенности сопутствующих им субмодальностей (величина, цвет и особенности шрифта, длина слов, расположение и смысловые особенности). Поднимаете взгляд вверх и вспоминаете зафиксированные объекты.
  2. Повторяете этот шаг на интервале в 5 секунд. Мысленно возвращаетесь к первому уровню разбивки и калибруете особенности объектов на каждом из них.
  3. Следующие 7-8 секунд смотрите на карточку, охватывая вниманием ВСЕ слова, попутно отмечая ускользнувшие от вашего анализа на предыдущем шаге.
  4. Мысленно рисуете максимально полную картину запоминаемого поля слов (соединяете отдельные "кадры" в единую "сцену").
  5. В течение 5 секунд калибруете различия между вашим интернальным образом и непосредственно воспринимаемой информацией. Восполняете детали своего внутреннего представления.
  6. Воспроизводите в воображении всю карточку целиком и сверяете результат. Крайне редко вам удастся запомнить менее всех 15 слов - .

Естественно, для "чистотыэксперимента" нужновоспользоватьсяуслугамитоварища, которыйбудетдлявасотмечатьвремявыполнения. Дажемимолетноеотвлечениеотпроцессапрохождениястратегии, например, длявзгляданачасы, дезорганизуетвнимание. Еслиупражнениевыполняетсясамостоятельно, лучшепросто "наглаз" определятьдлясебяинтервалыоколо 5 секунд (этопродемонстрируетвамиособенностивашегосубъективноговосприятиявремени). Померетренировки, стратегиястанетдлявасрабочейибудетвключатьсяавтоматически, требуядлясвоейреализациивсеменьшихименьшихвременныхпромежутков.

Втораяступеньупражнениявключаетвсебяотработкустратегиинакарточкес 15 фотографиямиразличныхгрупппредметов, натюрмортов, интерьеров. Выобращаетевниманиенахарактеристики (включаясубмодальныеисмысловые) объектов, "проскальзывающих" черезвашифильтрывосприятиянапервомивторомшаге.

Третьяступеньотрабатываетсянафотографияхотдельныхлюдей, группикаких-либосоциальныхдействий (демонстрация, развлекательноешоу, спортивныесоревнования, совместнаяучебаит.д.). Откалибровавнаиболеетяжеловоспринимаемыегруппы

объектов, выможетесделатьдлясебянекоторыевыводыпоповодусвоихнеосознанныхсоциальныхограничений.

Завершаетсяупражнениеанализомресурсов, ккоторыммыполучилидоступвовремяеговыполнения. Приработесновымтекстом, труднымдляпониманияизапоминания, выприменяететужестратегиювсоответствующемвременномрежиме. Единственноетребование - продолжительностьшаговупражнениянеобходимоконтролировать, чтобысохранятьресурсмаксимальнойсобранностивусловияхдефицитавремени. Постепенновыприобрететенавык "раскадровки" любойвоспринимаемойинформациинаблоки, требующиевашегоособоговнимания. Оченьхорошо, есливынайдетедругиеконтекстыпримененияэтойстратегиивсвоейдеятельности, неограничиваясебявихвыборе. Онаслишкомхороша, чтобыбытьиспользованнойтольковпроцессезапоминания.

Субмодальности, которыемылюбим

Разукрупняяиделаявсеболееполнымнашопытработыссубмодальностямипривосприятииновойинформации, мыподходимкрешениюдлясебявопросаотом, какиесубмодальностимогутрассматриватьсякакобщересурсные. Входевыполнениягрупповыхупражненийнаразвитиевосприятия (упражнение "Игрысновымиобъектами") постепенносложилсяобщийпаттерниспользованиясубмодальностей. Язамечаю, чтоинструкциипоегоприменениюдаютстойкийэффект. Например, привосприятииизапоминанииабсолютноновогоиностранногословаяиспользуюсубмодальности, связанныесобъемным, максимально "живым" восприятиемобъекта. Одновременновыстраиваютсяиличныесмысловыеиобразныеассоциации. Например, можнопредложитьдлязапоминаниягреческиеслова

kallos ("каллос" - красота), kalw s (зов, глас), semeio("семейо" -семья, знамя, символ - неправдали, какаяметафоричнаясемантика),eikvn ("эйкво" - образ, икона, лик),eidos ("эйдос" - зримый, оформленныйобраз, лицо).

Выборэтихсловипонятийобусловленсодержаниемтеоретическойчастикурса.

Скаждымсловоммыработаемпосхемеупражнения "Игрысновымобъектом"(приложение 1), особоевниманиеобращаянапредставлениеновогословаобъемным, переливающимсяцветомразнойинтенсивностииоттенков, расположеннымвпространстве, наполненномсветом (наиболеересурснымиявляютсязолотые, солнечныеоттенкисветаилиоттенкиголубовато-изумруднойгаммы). Звучаниесловадолжнобытьтожестереофоничным. Важенподборголоса (еготембра, модуляций, высоты, громкости, мелодичности) внутрииегоотражения ("эха") снаружи, распространениезвуковогообразавпространстве. Ввосприятииобязательнодолжныприсутствоватьсубмодальностидвижения, ритмичности, расширения, свободногораспространениявовнешнююсреду, легкости. Вэтомслучаепоотношениюкновомуобъектувыстраиваютсяпозитивныесмысловыеиэмоциональныеассоциации. "Вкаждомсловебезднапространства": Янаблюдаютакжеиэффектвозникновенияобщихресурсныхсостоянийприиспользованииподобныхсубмодальностей. Работасобъемными ("магическими") картинкамизакрепляетполученныйопыт.

Предлагаювашемувниманиюупражнениес "магической" картинкой, откоторого, янадеюсь, выполучитеистинноеудовольствие.

Трехмерные картинки созданы по системе изображения, известной как "ТочкаСалитского", когда трехмерное изображение запечатлевается на двухмерной поверхности. С появлением компьютерного метода Дэниэла Дикмана "магические картинки" получили большое распространение. Кроме удовольствия, которое доставляет их рассматривание, они являются и хорошей моделью некоторых ресурсных состояний. Само физиологическое состояние, позволяющее увидеть трехмерное изображение, является для нас опытом, расширяющим пространство решений проблем.

Несколько дополнительных рекомендаций перед рассмотрением картинки (для тех, кто еще их не видит или прикладывает при этом много усилий):

1. Посмотрите на картину и расслабьтесь.

  1. Чуть "скосите" взгляд к носу, чтобы изображение было недостаточно ясным (сперва можно посмотреть на свой палец, сфокусировав глаза так, чтобы он "раздвоился", и зафиксировать подобное положение ваших глаз). Сфокусируйте глаза так, будто вы смотрите на какой-то далекий объект, расположенный за картинкой - за листом бумаги, за монитором. Вы заметите некоторую "зыбкость", легкое движение картинки. Продолжайте держать взгляд сфокусированным, не рассматривайте детали! Ждите, когда из этого зыбкого хаоса сами материализуются объемные объекты.
  1. Часто бывает так, что изображение появляется тогда, когда вы уже отчаялись и "махнули рукой". Это происходит из-за того, что вы наконец-то достигли нужного состояния расслабленности и отрешенности, перестали "стараться". Глядя НА картину, вы никогда не увидите изображения. Вы должны смотреть СКВОЗЬ нее - в глубокое космическое пространство за пределами вашей комнаты.

Наши проблемы часто не находят быстрого и качественного разрешения именно потому, что мы слишком старательно всматриваемся в них, а не в окружающий мир. Мы не можем расслабиться и сфокусировать свое внимание на более дальних, широких перспективах. Забываем о "звездном небе над нами и о нравственном законе внутри нас". Часто наша проблема решается сама собой, когда мы отрешаемся от своих переживаний по ее поводу, от своего узкого взгляда только в направлении проблемы - и переносим наше внимание на другие измерения и уровни сознания, обретаем глубину и перспективность восприятия. Расслабьтесь и посмотрите.

Предлагаю вашему вниманию некоторый мыслительный эксперимент.

1. Подумайте о проблеме, с которой вы столкнулись, особенно если это проблема, связанная с общением.

  1. Расслабьтесь и посмотрите на наиболее понравившуюся вам картинку. Смотрите открыто, спокойно, пока не увидите трехмерное изображение и оно не станет достаточно четким.
  1. Наслаждайтесь этим изображением и тем, что вы удерживаете его сколь угодно долго. Вы же знаете - даже если оно ненадолго исчезнет, вам легко будет увидеть его снова. Рассматривая этот новый уровень изображения, не теряя его, просто подумайте о своей проблеме, расслаблено и спокойно.
  1. Заметьте изменения в вашем восприятии проблемы, своего отношения к ней. Пусть она обретет новые перспективы, делающие ее "достойной вечности".
  1. Поблагодарите : кого хотите: себя, Бога, человека, подарившего Вам новый опыт благодаря этой проблеме: Главное - БЛАГОДАРНОСТЬ!

Переходкобъемномувосприятиюлюбогообраза, понятия, блокаинформациистановитсяинструментомрефрейминга. Трехпозиционноеописаниесвоеговзаимодействиясмодельюявляетсяяркимпримеромтакогоресурса.