Смекни!
smekni.com

Психологическое развитие в среднем детстве (стр. 4 из 7)

Пауер и Раймер нашли другие слабые места в теории Колберга. Они указывают, что шкала Колберга измеряет моральные установки, а не поведение, в то время как существует огромная разница между моральными сужде­ниями человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора. Нрав­ственный выбор делается не в вакууме, наоборот, делать его, как правило, прихо­дится в «кризисных ситуациях». Как бы высоки ни были наши моральные принци­пы, когда наступает время действовать в соответствии с ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и мнений по вопросам морали.

Стадии морального развития по Л. Колбергу.

стадия Характер рассуждения
Уровень I. Предконвенциональный (основанный на наказаниях и вознаграждениях)
1-я стадия. Ориентация на избежание наказаний и послушание Нужно подчиняться правилам, чтобы избе жать наказания
2-я стадия. Наивный инструментальный гедонизм Нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личнывыгод
Уровень 2. Конвенциональный (основанный на социальной конформности)
3-я стадия. Мораль «пай-мальчика», ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей Нужно подчиняться правилам, чтобы избе­жать неодобрения или неприязни со сторо­ны других людей
4-я стадия. Мораль, поддерживающая власть и закон Нужно подчиняться правилам, чтобы избе­жать осуждения со стороны законных влас­тей и последующего чувства вины
Уровень 3. Постконвенциональный (основанный на моральных принципах)
5-я стадия. Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона Нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния
6-я стадия. Мораль, ориентированная на законы свободной совести Нужно следовать универсальным этиче­ским принципам

Возражения Кэрол Гиллиган. Кэрол Гиллиган заявляет, что Колберг построил свою теорию, опираясь исключительно на результаты исследова­ния лиц мужского пола, и не учел возможности, что моральное развитие у предста­вительниц женского пола могло бы происходить несколько иначе. Иными словами, она обвинила Колберга в мужской необъективности. Гиллиган обнаружила, что де­вочки и женщины обычно получают более низкие оценки в тестах Колберга за раз­решение моральных дилемм, чем мальчики и мужчины. Однако, утверждает она, это еще не значит, что они отличаются более низким уровнем мышления, — просто для своих моральных суждений они используют другие критерии.

По мнению Гиллиган, девочек и мальчиков с раннего детства учат ценить раз­ные человеческие качества. Мальчиков приучают стремиться к независимости и ценить абстрактное мышление. Девочек, наоборот, учат быть заботливыми и вни­мательными к нуждам других людей и ценить хорошие отношения с ними. Гиллиган считает, что существуют 2 разных типа морального рассуждения; один базируется на понятии абстрактной справедливости, а другой — на человеческих отношениях и заботе о ближнем. Подход к морали с позиций справедливости характерен для мужского мышления, тогда как для женского мышления типична забота о других. Мужчины часто строят свои рассуждения вокруг прав человека; женщины же рас­сматривают нравственные проблемы с точки зрения заботы о нуждах других людей. Однако Гиллиган отмечает, что половые различия в рассуждении (подобно другим половым различиям) не являются абсолютными. Некоторые женщины высказыва­ют моральные суждения, руководствуясь приоритетом справедливости, а некото­рые мужчины решают нравственные вопросы с точки зрения заботы о людях.

Испытуемыми в исследованиях Гиллиган были, главным образом, подростки и молодые взрослые. Другие ученые, проводившие исследования с детьми, не выяви­ли половых различий в моральных суждениях детей младше 10 лет. Однако некото­рые 10-11 -летние мальчики проявляли в своих ответах на вопросы теста заметную агрессивность, что редко приходится слышать от девочек. Например, в одном из исследований дети слушали рассказ о дикобразе, которому нужно было где-то пере­зимовать, и он проник в нору, где устроилось семейство кротов. Кроты вскоре по­чувствовали неудобство оттого, что они все время натыкаются на острые иголки дикобраза. Что они должны были делать в такой ситуации? Только мальчики выска­зывали такие предложения, как «застрелить дикобраза» или «повыдергать у него иголки». Девочки же старались найти такое решение, которое не причинило бы вре­да ни дикобразу, ни кротам, — иными словами, решение, продиктованное заботой обо всех живых существах

Взгляды Нэнси Айзенберг. Нэнси Айзенберг пола­гает, что ошибка Колберга заключалась не в том, что он придавал излишне большое значение абстрактной справедливости, а в том, что предложенные им стадии мо­рального развития слишком строго определены и являются, по сути, абсолютными. Она считает, что моральное развитие детей не столь предсказуемо и не укладывает­ся в жесткие рамки этих стадий. Моральные суждения детей формируются под вли­янием многих факторов: от обычаев и традиций, характерных для культуры, в кото­рой ребенок воспитан, до тех чувств, которые он переживает в конкретный момент. Сегодня дети могут продемонстрировать моральные суждения высокого уровня, а уже завтра — более низкого. По одним вопросам (например, относительно оказа­ния помощи кому-либо, получившему травму) они могут высказывать суждения более высокого уровня, чем по другим (например, пригласить ли того, кто им не нравится, на свой день рождения).

Что касается половых различий, Айзенберг также считает, что девочки в возрас­те от 10 до 12 лет дают ответы, более проникнутые заботой и состраданием, чем мальчики их возраста. Однако, по ее мнению, это объясняется, главным образом, тем, что девочки созревают быстрее мальчиков. Мальчики догоняют их только в юности. Айзенберг и ее коллеги практически не обнаруживают подобных половых различий в ответах юношей и девушек

Способность принимать моральные решения на основе эмпатии и заботы о дру­гих развивается по мере взросления детей. Девочки созревают несколько быстрее, следовательно, эмпатия развивается у них несколько раньше, чем у мальчиков. Эмпатия, или сочувствие, основывается на социальном выводе, потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать. Соци­альный вывод и эмпатия образуют фундамент, на который опирается дружба.

Глава 3 Отношение со сверстниками

3.1 Функции дружбы

Дети, как и взрослые, много выигрывают от близких, доверительных отноше­ний друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладе­вают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структу­ру активности ребенка в играх. Она усиливает и укрепляет групповые нормы, уста­новки и ценности, а также служит задним планом для индивидуального и группового соперничества.

Характер дружбы меняется на протяжении детства Эгоцентри­ческий характер дружбы на 1-й стадии ее развития по Селману, свойственный дош­кольникам и ученикам 1 -2-х классов, изменяется в течение среднего детства, когда дети начинают устанавливать более близкие отношения, чаще всего с лучшими друзьями. Эти узы дружбы очень сильны, пока сохраняются, но они, как правило, весьма недолговечны. В конце детства и в отрочестве наиболее распространенной становится групповая дружба. Группы обычно бывают большими, включая ядро из нескольких мальчиков или девочек, регулярно участвующих в общих затеях.

Два дружащих между собой ребенка могут удовлетворять различные потребно­сти друг в друге. Одному может нравиться командовать, другому — подчиняться. Один может воспринимать другого как модель, а другой — наслаждаться возмож­ностью учить своего друга тому, как «правильно» играть или одеваться. Иногда от­ношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет четко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автоно­мии.

С другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуж­дать все детали своей жизни. Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другими людьми. Однако такой характер отношений между друзьями более распространен среди девочек. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, и они, как прави­ло, меньше раскрываются перед друзьями. [5]

Дружба также может служить средством самовыражения. Дети иногда выбира­ют друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Открытый или им­пульсивный ребенок может выбрать своим близким другом более замкнутого или сдержанного ребенка. Отношения между ними дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве, а вместе они со­ставляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый ребенок в отдельности. Разумеется, друзья редко являются полной противоположностью друг друга. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих для обоих друзей ценностей, взглядов, на­дежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей. [11]

Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще детская дружба прерывается. Лучшие друзья могут уехать жить в другой го­род или перейти в другую школу, — и тогда оба испытывают чувство настоящей потери, пока не находят новых друзей. Иногда друзьям становятся интересны дру­гие люди, которые как-то по-новому удовлетворяют их потребности, а иногда они просто постепенно отдаляются друг от друга или же у них появляются новые интересы. Когда дети становятся старше, они обращаются к новым партнерам, отноше­ния с которыми принесут более полное удовлетворение их новых потребностей.