Смекни!
smekni.com

Соционика как инструмент управления потребительскими предпочтениями (стр. 2 из 5)

— экстравертированная этика — эмоции, внутреннее со­стояние, его внешнее проявление;

— интровертированная этика — этика отношений, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти;

— экстравертированная сенсорика — сенсорика волевая, умение овладевать пространством, сила воли, требователь­ность;

— интровертированная сенсорика — сенсорика ощуще­ний, внутреннее состояние, самочувствие, ощущение ком­форта и гармонии;

экстравертированная интуиция — интуиция возмож­ностей, способность оценить внутреннее содержание, потен­циальные возможности данного в наличии объекта;

— интровертированная интуиция — интуиция времени, предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство.

Все эти обозначения, конечно, условны. «Этика» вовсе не означает здесь науку о морали и нравственности, а способ­ность улавливать (или выражать) эмоции. «Сенсорика» — это не только сфера ощущений, но и психическая способность, позволяющая осуществлять экспансию во внешнем мире. «Логика деловая» — сфера конструктивного, рационального действия. С логикой как с наукой она никак не связана.

Но зато «абстрактная логика», безусловно, царствует в области научных теорий, всякого рода абстракций и обобще­ний. Что касается «интуиции», то это понятие, пожалуй, наи­более адекватно своему общеупотребительному смыслу. Ино­гда в соционической терминологии используют цвет соответ­ствующего символа и тогда говорят: «черная интуиция», «белая логика» и т.д.

Соответствующим образом обозначается и психологиче­ский тип человека, у которого преобладает та или иная функция. Человека, обращенного преимущественно к миру материальных объектов, объективных идей, назовем логиком;

того, кто выражает себя в чувствах, воспринимает чьи-то симпатии и антипатии, назовем этиком. Человека, ориентиро­ванного на окружающее пространство, на овладение им или на ощущения, назовем сенсориком. А того, кто способен ула­вливать потенциальные возможности объекта или хорошо прогнозирует события, — интуитивом.

Соционика расширила список юнговских типов до шест­надцати, дала их описание, предсказала поведение того или иного типа в общении с другими, раскрыла закономерности межтипных отношений, составила таблицы межтипных отно­шений. Каждый из описанных типов имеет выраженные ха­рактеристики, легко узнаваем, имеет соционическое название и псевдоним (Интуитивно-логический экстраверт — «Дон Ки­хот»; сенсорно-этический экстраверт «Наполеон»; логико-интуитивный интроверт «Робеспьер» и т. д.).

5. Краткая характеристика некоторых соционических типов.

«Есенин» (ИЭИ) — (интуитивно-этический интроверт) или «Искатель».

На первом канале находится интуиция и прогноз, что позволяет ему хорошо предчувствовать надвигающуюся опас­ность и пробовать избежать ее (предчувствия в общем, плане, но не деталей, поэтому интуиция со знаком минус). Часто вспоминает прошлый опыт, пытаясь извлечь урок из него, долго помнит отрицательные переживания прошлого. Увлека­ется новейшими теориями, течениями мысли, размышляет о своих способностях, стремится понять себя. Чувствует тече­ние времени, но его мягкая мечтательность приводит к тому, что он никогда не спешит. Иногда мечтает жить естественной жизнью в слиянии с природой (Ж. Руссо).

2 канал — занят функцией. Поэтому эмоции, чувства про­являются внешне заметно, хотя человек и старается вести себя с людьми учтиво, мягко. Но в своей семье может быть капризным, ругаться и быть порой несдержанным. Но все чаше предпочитает согласиться, лишь бы не сориться. Ста­рается никого не принуждать и не наказывать. Чувствуя эмо­циональное состояние других людей, может их утешить, по­мочь. Эмоционально восприимчив к искусству и может увле­каться или заниматься искусством.

3 канал — уязвимое качество. С трудом дается дело­вая активность (или должен увлечься, или пробует себя за­ставить работать, но потом может забросить, отложить). Этот недостаток проявляется и в быту: ему трудно поддерживать постоянно порядок в квартире (может лениться), трудно под­держивать порядок и в финансовых делах: деньги могут ва­ляться в неподходящих местах, бывают стихийные покупки. Недостаток активности проявляется в том, что человек долго колеблется в выборе решения. Даже если этот человек вы­глядит достаточно активным, можно предполагать, что он за­ставляет себя быть таким, хотя в душе ему давно хочется расслабиться и все забросить. Самостоятельной инициативы к физическому труду не проявляет, но как только ему это предлагают делать, начинает трудиться, например, готовить еду, мыть посуду, копать и др.

«Дюма» (СЭИ) или «Художник».

1 канал комфорт, удовольствие очень ценит. Его кредо: человек рожден, чтобы радоваться и наслаждаться жизнью, поэтому настроен на положительные ощущения и стремится их получить. Вспоминает события по ощущениям, которые они вызвали. Любит уют, хороший эстетический вкус в одежде, не любит беспорядка, особенно на рабочем месте. Природа и произведения искусства вызывают эстети­ческие ощущения, интерес.

2 канал — хорошо чувствует настроение людей, умеет ими управлять, не любит скандалы, не ссорится, усту­пает в споре (если спор не имеет для него принципиального значения), старается не наказывать детей, не принуждать. Но когда разгневан или хочет добиться своей цели, может быть эмоционально несдержан.

3 канал— трудно сделать усилие над собой, заста­вить себя сделать что-то помимо своих желаний. Не любит кропотливую работу. Если надо проявлять сверхнастойчивость в борьбе за власть — уступает. Не любит проявлять большую деловую активность. Но в то же время ценит воз­можность заработать хотя бы небольшую сумму. Если ему делают замечание на предмет отсутствия деловых качеств — обижается, но виду не подает.

«Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт).

1 канал — ему присуще чутье, догадка при реше­нии разных задач, умеет распознать перспективу дела, потен­циальные возможности человека. Мало интересуется выго­дой, предпочитает заниматься тем, что ему интересно и тогда стать во главе дела. Его привлекает все новое, необычное;

размышляет глобально. Не любит вдаваться в детали. Любо­знателен, много читает, особенно научной литературы. Из-за своего интуитивного «погружения» бывает очень рассеян­ным — может забывать вещи, не замечать знакомых, проез­жать свою остановку.

2 канал— теоретическая логика позволяет анали­зировать информацию, выделять причины, следствия, строить свои догадки. Людей тоже пытается классифицировать по разным категориям.

3 канал — интровертированная этика, слабая эмо­циональная чувствительность в отношениях приводит к тому, что он обычно плохо чувствует к себе отношение окружаю­щих, поэтому его слова, поведение могут быть неуместны или недипломатичны. Говорит то, что думает. Ставит высокую моральную планку для себя и окружающих. Высокие мораль­ные требования к порядочности других людей. Умеет дать от­пор. Конфликтен, если задеваются интересы дела, которому он служит.

«Бальзак» (ИЛИ) (интуитивно-логический интроверт) или «Созидатель».

1 канал — старается предсказать будущее, даже в деталях, хорошо чувствует развитие событий, хотя и склонен к пессимистическим прогнозам. Присущи пессимизм и скеп­тицизм Скрупулезен при рассмотрении любого вопроса, пы­тается все предусмотреть, поэтому присущи колебания, сом­нения при решении вопросов.

2 канал — работоспособен, деловит, упорен, настой­чив, способен дойти до сути любой проблемы, успешно зани­мается физикой, математикой, программированием, однако сверхосторожен в принятии любого решения, педантичен везде и во всем. Умеет логически просчитать деловую выгоду от мероприятия до человека. Не любит разбрасываться день­гами. Умеет заботиться о здоровье, уюте.

3 канал — излишнюю эмоциональность считает вредной, эмоции старается не проявлять, часто хмурый, не­довольный или беспристрастный внешний вид (иногда неряш­ливый), но порой «взрывается». Плохо чувствует эмоцио­нальное состояние других людей, поэтому может проявить бестактность, даже настроить против себя.

«Габен» (СЛИ) или «Мастер».

1 канал — со знаком минус, поэтому настроен на уход от неприятных ощущений, не переносит грубого обращения, особенно к детям, чувствителен к прикосновениям, имеет хо­рошую сенсорно-образную память. Любит эстетическую кра­соту в сочетании с полезностью, целесообразностью. Большое внимание уделяет созданию уюта, комфорта, эстетики, инте­рьера.

2 канал — деловая активность, спокойно, основа­тельно работает, стремится к целесообразности результатов труда, упорный, отстаивает свое мнение, упрямый, выполняет работу по своему усмотрению (если распоряжения начальни­ка кажутся ему неверными). Никогда не занимается работой, которая не дает практических результатов, ценит сделанное, изобретателен.

3 канал — чувства свои предпочитает скрывать, внешне выглядит спокойным, сдержанным, холодным, но мо­жет «взорваться», если его грубо обидели. Оправдываться не любит, долго помнит обиды, хотя и не высказывает этого. Не любит скандалов, эмоциональных вспышек окружающих, ста­рается удалиться от таких людей.

«Достоевский» (ЭИИ) или «Писатель».

1 канал со знаком плюс — сразу чувствует отноше­ние людей, старается избегать конфликтов, ссор — терпит очень долго. Никогда не скандалит, а «отодвигается» от не­приятного человека, ведет себя с ним сухо, официально. Ста­рается помочь людям в беде (и морально, и действиями). Старается быть с детьми справедливым, если чувствует, что сам не прав — просит у ребенка прощения. Предполагает за­очно в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причи­ненное ему.

2 канал — интуитивно чувствует потенциальные возможности, стержень личности людей, считает, что главная ценность в человеке — его нравственность, его моральные устои, морально требователен к себе, увлекается самоанали­зом, муки совести за малейшие отступления от идеала. Бы­вает либо очень порядочным человеком, либо «ходячей доб­родетелью», «занудой-моралистом». Интересуется внутренним миром человека, может быть прекрасным учителем, воспита­телем. Чувство любви к человеку, гуманизм характеризуют его мировоззрение. Среди этого типа много религиозным мыслителей и философов — Конфуций, В. Соловьев, Н. Бер­дяев и др.