Смекни!
smekni.com

Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле (стр. 2 из 4)

Для того чтобы у нас хватило мужества положиться на наши чувства, нам подчас нужно, чтобы нас поддержали и ободрили люди, которые нас понимают. Тот, кто остаётся на­едине со своими чувствами, вскоре будет вынужден отодви­нуть их - для того, чтобы они не заполонили его целиком. Однако так как никто не обратил внимания на его душевное состояние, он думал, что в жизни важно избавляться отчувств. Ещё в большей степени он учился этому также и по­тому, что был мальчиком и должен был стать мужчиной. Пример этого пациента, впрочем, показывает, что свои ду­шевные беды можно уладить и одному. Это важно в ситуаци­ях, когда нет возможности пережить их. Однако вытеснить не значит отменить. Его болезнь, то, как протекал его брак, поздняя влюблённость - всё это указывает на то, что жизнь с этим вытеснением не примирилась. Его жалобы и страхи были связаны с тем, чего он сам со своею сдержанностью чувств более не понимал, и я обратил на это его внимание.

Эмоциональные состояния - индикаторы восприятия нашей жизни

Для того чтобы иметь представление о том, что означают чувства, нам важ­но хотя бы немного понимать их. Экзис­тенциальный анализ выделяет две основ­ные группы чувств. Первая - эмоциональ­ные состояния. Именно они дают информацию о нашем душевном самочувствии, они связаны с состоянием нашего тела и предшествующим жизненным опытом. Эти чувства - индикаторы или указатели, предупреждающие надписи, подобны «контрольным лампочкам» нашего само­чувствия, и предназначены для того, чтобы обратить наше внимание на что-то.

Эти чувства могут быть непосредственно связаны с ситуацией, например, указывать на гнетущую духоту в по­мещении. Тогда их смысл заключается в том, чтобы обра­тить наше внимание на то, как оптимально изменить ситу­ацию. Эмоциональные состояния могут быть в меньшей степени вызваны внешней ситуацией, происходят из про­шлого опыта человека, который теперь ему надлежит вновь пережить и понять, как в случае, описанном выше. Чувст­вом, не связанным с ситуацией, привнесенным, является, например, внезапный страх, который может охватывать че­ловека на улице, дома или на работе. Этот страх не связан с внешней ситуацией, в которой в данный момент находится человек, а с ним самим.Другим чувством-указателем может быть недоверие, если, например, никто из сотрудников не дает повода для него. Если это так, тогда это чувство указывает на внутрен­ние, старые жизненные обстоятельства.

Для того чтобы справиться с ними, нужно как бы «отодвинуть» это чувство, отстраниться от него. Эмоцио­нальные состояния и настроения, такие, как страх, общая неуверенность, недоверие, печаль и чувство одиночества, не подразумевают, что мы будем слепо следовать их им­пульсам: правильно говорят, что страх, например, плохой советчик.

Для того чтобы справиться с конкретной жизненной ситуацией важно отстраненно обходиться с подобными эмо­циональными состояниями. Для примера рассмотрим по­стоянно возвращающееся чувство: «Все другие лучше ме­ня». Это тоже эмоциональное состояние, на которое нам не следует ориентироваться, поскольку оно может нас парали­зовать. Для того чтобы оставаться жизнеспособным, важно отойти от подобного депрессивного чувства на определенную дистанцию и рассматривать его как своеобразный указатель. Когда остаешься наедине с самим собой или разговариваешь с человеком, который тебя понимает, или в случае необходимости с психотерапевтом, следует вникнуть в суть этого чувства. Не слишком ли часто такого человека сравнивали с одноклассниками, братьями и сестрами, а его усилия и успехи обесценивали? Как часто он чувствовал или ему прямо говорили о том, что он в тягость родителям? Как может быть хорошим то, что он делает, если он несет в себе чувство, что плохо то, что он есть?

Настолько глубокими и далеко идущими могут быть наши чувства, и точно так же глубоко следует идти в обра­щении с ними? На меня производит большое впечатление, когда во время терапевтических бесед я становлюсь свиде­телем того, каких невероятных результатов добиваются люди в борьбе против влияния на свою жизнь чувств и своих внутренних катастроф. Иногда они в течение мно­гих лет справляются с жизнью: работают, проводят свобод­ное время, поглубже пряча свои слезы и отчаяние. И все-таки наступает момент, когда они обращаются за помо­щью. В большинстве случаев я бы пожелал им, чтобы они пришли на терапию раньше. Однако я уважаю их стара­ния, когда они пытаются жить сами, удаляясь от обременя­ющих их чувств на дистанцию, обеспечивающую жизне­способность.

Создание этой, обеспечивающей жизнеспособность дистанции, чаще всего происходит за счет отрицания этого чувства и одновременно отрицания психотерапии. Так бы­вает, потому что пока человек борется с чувством, он не за­интересован в том, чтобы это чувство понять, говорить о нем, разобраться в нем и дойти до его сути. Страх перед чувством слишком велик. Чувство-указатель прочитывает­ся только как угроза.

Вероятно, оно действительно является угрозой, по­скольку в течение некоторого периода работы с таким чув­ством оно может стать достаточно сильным и болезненным. Однако, оставаясь неизвестным и нераспознанным подобное чувство обременительно, опасно и непредсказуемо, потому то последствием длительного подавления или избегания его является беспрепятственное проявление его силы. Прятать чувства и защищаться от них броней приходится тем в большей степени, чем меньше мы видим в них надежные указатели на тоску, одиночество или психологическую травму. Такие чувства призывают человека к живому обращению с ними: они должны быть понятыми и встроенными в жизненные взаимосвязи - именно в этом и заключается смысл подобных длительных, возвращающихся, обременительных эмоциональных состояний.

Три шага навстречу

В большинстве случаев эмоциональные состояния не являются настолько тяжелыми, чтобы была необходи­ма чужая помощь. Можно самому помочь себе ориентиро­ваться среди чувств-индикаторов нашей жизни. Существу­ет метод, который позволяет отойти на небольшую дистан­цию от чувств, которые блокируются и возвращаются вновь при условии, что они не слишком сильны. Это может быть осуществлено благодаря трем шагам, которые созда­ют собственную позицию по отношению к чувству.

1. Сначала следует занять позицию, направленную вовне по отношению к миру, который угрожает, тяготит или печалит. То есть сначала мы смотрим совсем даже не на чувство, а на ситуацию. Мы проверяем, насколько она свя­зана с нашим чувством. Если, например, возникает чувство «все другие лучше меня», то позиция, направленная вовнезаключается в том, чтобы спросить себя: «Действительно ли это так? На основании чего я это распознаю?». Или, ес­ли по отношению к кому-то возникает недоверие, нужно задать вопрос: «Действительно ли есть основания для недо­верия? Уместно ли это в данной ситуации?».

2. После того как мы смогли открыто взглянуть на мир, мы можем занять позицию, направленную вовнутрь, обратиться к самому чувству и спросить себя: «Если это мое чувство действительно отражает ситуацию, то каковы могут быть последствия? Смогу ли я их выдержать? «На­пример, если бы другие сейчас, во время катания на лыжах, или вечером во время игры в преферанс действительно бы­ли бы лучше меня, какие бы это имело кон­кретные последствия? Что бы я потерял благодаря этому? Мог бы я выдержать это сегодня? Или в другом случае: «Могу ли я на один день, на время выполнения этой работы, выдержать чувство недоверия?»

3. Сделав первые два шага, человек мо­жет теперь спросить себя: «О чем сейчас, в данной ситуации, для меня идет речь?». Так мы занимаем позицию по отношению к позитивному. «Идет ли сейчасдля меня речь о том, что я должен быть самым хорошим и никто другой не должен быть лучше меня, или речь идет о катании на лыжах?» «Идет ли для меня сейчас речь о том, чтобы никогда не ис­пытывать чувства недоверия, или том, чтобы эта работа бы­ла выполнена?» Благодаря обращению к позитивному че­ловек вновь обретает твердую почву под ногами.

Эмоциональные состояния, однако, не должны являть­ся основой для принятия решений о чем-то ином - о том, что не есть я (о ситуации, о другом человеке). Эти чув­ства связаны с нами самими, а не со смыслом ситуации. Они являются отражением нашего физического состояния, общего жизненного настроя, а также опыта переживаний. Это чувства, которые нас не отпускают, потому что они часть нас самих. Их задача заключается в том, чтобы привя­зать нас к нашему телу и к нашей биографии. Поэтому они носят указующий характер. Они побуждают нас к тому, чтобы разобраться в них и понять, что они означают. По­нять их - означает лучше понять самого себя. Однако таккак эти чувства не всегда связаны непосредственно с ситу­ацией на работе, в семье, с беседой, которую мы сейчас ве­дем, важно, чтобы мы могли сохранять по отношению к ним определенную дистанцию. Наша жизнь стала бы бес­толковой, если бы мы неосмотрительно следовали за каж­дым дурным настроением, раздражением, проявлением гнева, разочарованием, желанием. Определенная дистан­ция по отношению к этим чувствам защищает нас как от чувственного сибаритства, так и от патологического купа­ния в душевной боли. Сентиментальность, кстати, можно определить как результат того, что мы понимаем эмоцио­нальные состояния не как индикаторы чувства, а как цель, у которой мы хотим остаться.