Смекни!
smekni.com

Сущность человеческой деятельности (стр. 3 из 3)

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивахдеятельности. Г. Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение исто­рии убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их по­требностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют глав­ную роль».

Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характери­зуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятель­ность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в де­ятельности проявляется и бессознательное, что означает психи­ческую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль бессознательного, придавал ему большое значение: «Мно­гое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует на­звать «ядром Я». Под бессознательным в психологии обычно по­нимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный ис­точник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психо­лог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что бессознательное— источ­ник творческой фантазии духа, оно существует не только в лич­ности, но и в общественной психологии.

На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознан­ную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и раз­витие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушитель­ных действиях. Для человека, испытывающего состояние влече­ния, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому мес­ту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально не­осознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разде­лил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид ра­ционально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.

Ценностно-рациональное действие характеризуется осознан­ным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предна­чертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоя­нием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понима­ют под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на со­вершенно необычное раздражение. Индивид действует под влия­нием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. п.

Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возник­новение у нас в стране нехватки какого-либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности со­здать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накла­дываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мо­тивы поведения людей, смысл их деятельности.