Смекни!
smekni.com

Учение Фрейда (стр. 1 из 2)

Санкт-Петербургский государственный университет

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра «Психологии и Педагогики»


Студент 103 группы

bachelor@hotbox.ru

Научный руководитель

ВОВК М. В.

Санкт-Петербург

1997

1. Введение...................................................................................... 2

2. Первоначальные исследования психоанализа. 3

2.1. Сознательное и бессознательное............................................. 4

2.3. ²Сопротивление больного²........................................................ 4

2.4. Вытесняющие силы.................................................................... 5

2.5. Типология преодоления конфликта......................................... 5

3. "Я" и "Оно".................................................................................. 6

4. "Сверх-Я"....................................................................................... 8

5. Заключение............................................................................. 10

Список литературы................................................................ 11

1. Введение.

Зигмунд Фрейд родился в 1856г. Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.

Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов (используя, в частности, сеченовское понятие о торможении). Однако, чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психики своих пациентов. А, не зная причин, приходилось действовать вслепую, ибо, только устранив их, можно было надеяться на терапевтический эффект.

В поисках выхода он обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Первый импульс к их изучению придало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие с тем, чтобы он его выполнил после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его, будучи в полном сознании, но истинной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науки о человеке. Используя различные методики истолкования психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у пациентов, образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом своих чувств на врача и др.), они разработали сложную и разветвленную сеть понятий, оперируя которой, уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения.

Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Со времен детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс личности. Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройствах движений, восприятия, памяти и т.д.).

Этот взгляд привел к пересмотру трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционнойпсихологии. Его отношение к бессознательной психики мыслилось неизбывно конфликтным. В то же время только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую нанесли личности.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнаружилаважнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, стало быть, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

2. Первоначальные исследования психоанализа.

О психоанализе Фрейд пишет:²Это не моя заслуга. Я не принимал участия в первоначальных исследованиях. Когда другой венский врач доктор Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке 1880-1882, я был студентом и держал свои последние экзамены.²

Было замечено, что больная во время состояния абсанса[1], психической спутанности бормотала какие-то слова. Эти слова производили впечатление, как будто они относятся к каким-то мыслям, занимающим ее ум. Врач просил запомнить эти слова, затем поверг ее в состояние своего рода гипноза и повторил ей снова слова, чтобы побудить ее сказать еще что-нибудь на эту тему. Больная пошла на это и воспроизвела перед врачем то содержание психики, которое владело ею во время состояний спутанности и к которому относились упомянутые отдельные слова. Рассказав ряд таких фантазий, больная как бы освобождалась и возвращалась к нормальной душевной жизни. Такое хорошее состояние держалось в течение многих часов, но на другой день сменялось новым приступом спутанности, который, в свою очередь, прекращался таким же образом. Сама больная, которая в этот период болезни удивительным образом говорила и понимала только по-английски, дала этому новому способу лечения имя talking cure (лечение разговором) или называла это лечение в шутку ²chimney sweeping² (прочистка труб). Вскоре как бы случайно оказалось, что с помощью души можно достичь большего, чем временное устранение постоянно возвращающихся расстройств сознания. Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появлялись впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы болезни.

2.1. Сознательное и бессознательное.

Благодаря изучению гипнотических явлений мы привыкли к пониманию того, что в одном и том же индивидууме возможно присутствие нескольких душевных группировок, которые существуют довольно независимо друг от друга, могут ничего ²не знать² друг о друге, и которые попеременно захватывают сознание. Случаи такого рода, называемые double conscience[2], иногда возникают самопроизвольно. Если при таком расщеплении личности сознание постоянно присуще одному из двух состояний, то это последнее называется сознательным душевным состоянием, а отделенное от нее – бессознательным.

2.3. ²Сопротивление больного².

Катартический метод лечения, как его практиковал Брейер, предполагал приведение больного в глубокое гипнотическое состояние, т.к. только в гипнотическом состоянии можно было получить сведения о патогенных соотношениях, Фрейду вскоре стал неприятен. Немаловажной причиной было то, что он, несмотря на все старания, приводил в гипнотическое состояние более чем только часть больных.

Фрейд стал поступать иначе, он спрашивал больных относительно пережитого в сомнамбулизме. Сначала они утверждали, что ничего не знают, но, не успокаиваясь, Фрейд настаивал на своем, уверял их, и забытые воспоминания всякий раз воскресали снова.

Но какая-то сила препятствовала тому, чтобы воспоминания сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно было принять совершенно уверено. Она поддерживала болезненное состояние, а именно – сопротивление больного.

Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. Причем те самые силы, которые препятствуют забытому стать сознательному в свое время содействовали этому забыванию и вытеснили из сознания соответствующие патогенные переживания. Фрейд назвал этот процесс – вытеснением и рассматривал его как доказанный, благодаря неоспоримому существованию сопротивления.

Но можно задать себе вопрос: каковы эти силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы видим патогенный механизм истерии?

2.4. Вытесняющие силы.

Сравнительное изучение патологических ситуаций позволило дать ответ. При всех переживаниях дело было в том, что возникало какое-либо желание, которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с эстетическими и этическими взглядами личности. Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что представление, которое возникало как носитель этого несовместимого желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устранилось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего представления с ²Я² больного было мотивом вытеснения: этические и другие требования индивидуума были вытесняющими силами.

Принятие несовместимого желания или, что то же самое, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие устранялось вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности.

2.5. Типология преодоления конфликта.

Типология преодоления конфликта (способов защиты) следующая. Вытеснение - активное, неосознанное человеком устранение из сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные влечения или агрессия (например, к одному из родителей) могут полностью уводить из сознания и «прорываться» в оговорках, ошибках, символических сновидениях.

В более сложных ситуациях причиной неблагодарности, например, может быть приписывание человеку таких качеств, вследствие которых он и не должен был бы заслужить положительного отношения, а истинным мотивом, вытесненным, неприемлемым, скрытым для человека – утверждение своего «Я».