Смекни!
smekni.com

Формирование воли дошкольников (стр. 6 из 7)

Следующей важным элементом личностного развития являются чувства и воображение. Здесь изначально приоритетная роль принадлежит методам, связанным с искусством.

Развитие чувства цвета и воображения.

Упражнение "Образ, пятно, цвет".

В нем отражен метод развития образного мышления, воображения и чувства цвета. Здесь присутствует момент апперцепции, обеспечивающий избирательность восприятия.

При выполнении упражнения происходи работа над цветовым пятном, используется также опыт работы с кистью, основы знаний цветоведения. Все эти моменты находят отражение в общем содержании психической жизни человека. Важно также отметить, что в процессе создания из пятна образа, у ребенка возникает зависимость от вышеперечисленных фактов. В этом легко убедиться, предложив одно цветовое пятно аудитории. Результат будет следующий: сколько присутствующих, столько и появится мнений - образов.

Для выполнения упражнения необходимо провести некоторые подготовительные работы с реквизитом. Лист бумаги нужно согнуть таким образом, чтобы получилось две равные части. На одной из сторон создаем цветовое пятно, отпечатываем на другую сторону листа. Затем работаем над образом. Мысленно созданный образ дополняем несколькими цветными мазками и вновь отпечатываем.

Получаются реальные и полные фантазии пятна - образы. Это изображение деревьев, цветов, птиц, пейзажей, портретов, масок и т. д. выполненные на совершенно профессиональном уровне.

Для создания состояния природы, как дождь, ветер, холод можно ввести композиции из цветных пятен выполненных в экспрессивном цвете, или в пастельном колорите.

Поскольку абстрактное для воображения является промежуточным звеном переходов в процессе его движения к конкретному, то появляются удивительнейшие композиции, как книжная иллюстрация к произведению К. Чуковского "Муха-цокотуха", где изображен праздник в желто-оранжевом колорите с белыми летящими цветами, это и присутствие мрачных, суровых красок с изображением замка людоеда и т. д.

Определив тему, детям задается вопрос, каким красками они напишут небо, землю, море, в ответ однозначно прозвучало - цветными. Л. С. Выготский считает, что воображение и творчество, требует внутренней свободы мышления, которую достигает только тот, кто овладел определенными графическими навыками, умениями и т. д.

Развитие чувства пространства, формы и логического мышления.

Один из предлагаемых методов развития ощущения пространства - оригами.

Необходимо отметить, что уже сейчас этот метод находит широкое практическое применение. Свидетельством этому может служить тот факт, что этот метод очень популярен среди вожатых летних лагерей.

Возможно, это обусловлено тем, что оригами, как метод развития логического мышления и чувства пространства, предполагает развитие дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области: в моделировании одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении интерьера и т. п.

Оригами - трансформация листа, варьирование формы, создание различных структур.

В основе трансформированного листа лежит квадрат. Последнее достижение - складывание листа на 3 равных части. Стиль оригами воспитывает чувство воображения и дух современности. Дублирование фигурок классического оригами оставляет неограниченные возможности, стимулирует к поиску. На одном из занятий проведено упражнение-трансформация плоского листа бумаги.

На занятии внимание уделяется авторской работе, т. е. получение совершенно новой структуры, на основе знаний классического оригами, возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в последующей композиции, которая заключается в создании эскизов вазы, украшения, и т. п.

Фантазия, сближаясь с мышлением, в дальнейшем находит развитие в объективном аспекте. Развивая логическое мышление, можно выполнить ряд конструктивных упражнений, не отнимая от листа бумаги карандаша или кисти, создать композицию из геометрических фигур, в основе которых лежит круг, овал, квадрат, треугольник и т. п. Эти упражнения способствовали появлению таких работ, как эскиз, росписи ткани, эскиз снежного городка, дачи, гобелена.

Благодаря последовательному осуществлению методов развития чувств, у ребенка меняется отношение к среде, наступает новый этап в развитии.

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению способов развития воли при помощи описанной методики.

Развитие воли.

Все предложенные методы развивают не только память, но и воспитывают волевые качества.

Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.

Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно. А понимание этого является одним из важнейших характеристик воли.

Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. После посещения выставок картин, бабочек, просмотра спектаклей, прочитанных на занятиях книг появляется общая тема, которую можно выразить в групповой композиции. И чем богаче познания, наблюдения, тем колоритней процесс выражения, тем глубже и тоньше процесс взаимопонимания и уважения друг к другу, к его мысли, и его деятельности. Только через умение слушать другого и понимать возможен процесс коллективной работы, в которой все подчинено единому процессу воображения и мышления.

Рассмотрим еще один конкретный пример. Для выполнения групповой композиции на тему "Другая галактическая система", детям необходимы знания о прошлом, наблюдения настоящего и воображения о будущем, а также приобретенные графические навыки при выполнении упражнений на развитие чувства пятна, линии цвета, пространства, формы, движения. Данной задание осуществляется посредством нескольких занятий.

1. Занятие. Посещение зоопарка. Зарисовки зверей и птиц (блокнот, карандаш, цветные мелки и т п.).

2. Занятие. Тема "Фантастический зверь" (ватман, гуашь, кисть).

3. Занятие. Посещение краеведческого музея (блокнот, наброски). Изучение материалов о земле, вселенной. Чтение книг о палеонтологии, о солнечной системе и т. п.

4. Занятие. Посещение планетария. Прослушивание лекций на космологические темы.

5. Занятие. "Тема другая галактика" Группе детей, работающих на одном листе, предложен ряд тем: "Жизнь на другой планете", "Обитатели другой планеты" и т. д. Задача детей - определить конкретную тему композиции. Обратить их внимание на то, что рисующий должен видеть не только свой цветной кусок, но и рисующего слева и справа.

Завершающим процессом в результате первого года обучения, может быть выполнена роспись стены "Диалог с вещами". Диалог с вещами - это фантазия ребенка, который не отличает еще своей фантазии от вещей с которыми он играет. На стене появилась игра воображения, мысли - линии, пятна, цвета. это изображения цветов, деревьев, птиц и розовый слон, как мечта и море в разрезе. Все то, что требует творческого переосоздания действительности, все то, что нуждается в непременной участии фантазии и построения нового, так как с помощью фантазии созданы не только художественные, но и научные изобретения, все технические конструкции.
Роспись стены - доказательство того, что при последовательном методично изложенном материале, при развитии различных чувств, на основе которых возникает новое ощущение, рождается идея, происходит реализация дизайнерской мысли, и так же складываются новые отношения людей. В детском возрасте память является господствующей функцией, которая определяет известный тип мышления, переход к абстрактному мышлению приводить к иному типу запоминания.

На начальном этапе обучения, типичным примером может послужить работа над натюрмортом. Рисуя с натуры синий кувшин на розовом фоне, дети изображают его красным или желтым, а фон - зеленым или черным, с узорами и т. п. В данном случае натуральная постановка служит толчком для воспроизведения в памяти увиденных прежде предметов и красок, что говорит о неумении наблюдать и мыслить. А рисуя натюрморт по памяти или воображению, не используют ни ярких красок, ни орнаментов, ни листьев, в результате получается цветовая грязь, что говорит о неумении мыслить в цвете и фантазировать. Эта зависимость определила комплексный характер мышления, который меняется с приобретением новых ощущений.
Проведен эксперимент: двум группам предложены пятна, совершенно одинаковые по форме, но разные по цвету. Задача для детей состояла в создании образа из этого пятна. В аудитории, не занимающейся в студии изобразительного искусства, пятна ассоциировались с ранее известными предметами. Ассоциативность вызвана вероятно, цветом, т. к. из красного пятна получилось изображение свеклы или редиса, из голубого - фонтан, из желтого - солнце и т. д. В аудитории детей, занимающихся в студии изобразительного искусства появились совершенно иного характера изображения. Красное пятно оказалось частью модели платья, желтое превратилось в фантастический, праздничный дом, а коричневое пятно превратилось в кувшин, с вылетающим из него джином. В этом случае наблюдалось не только психологическое воздействие цвета, но и умение мыслить, фантазировать и выражать. В памяти возникли сказочные образы, модели одежды и т. п., на основе приобретенных знаний и ощущений.