Смекни!
smekni.com

Психодрама (стр. 4 из 8)

4. Межличностные отношения (встреча, «теле» и исследование переносов и контрпереносов).

5. Поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии).

6. Имитационное моделирование воображаемого (поведение «как будто», игра, символические представления, иллюзии).

7. Неспецифические целебные влияния (глобальные вторичные факторы).

Очевидно, что любое понимание терапевтического механизма психодрамы потребует создания мультивариантного поля, которое будет включать в себя не только отдельные элементы, но и сочетание различных аспектов, например, катарсиса и «теле».

Если эмоциональные проблемы могут быть вызваны комбинацией факторов (например, это могут быть конфликты времен детства, остановка развития, нарушенные отношения, вытеснение, подавление, неадекватное обучение навыкам), то и лечение должно идти по разным направлениям и объяснение должно быть получено с различных точек зрения. По ходу терапии относительное значение терапевтических факторов может меняться: в начале сессии катарсис будет важнее, чем инсайт в действии, а в конце может быть и наоборот.

7. КАТАРСИС.

Остановимся более подробно на некоторых терапевтических факторах, рассмотренных выше.

В настоящее время существует множество видов психотерапии, основанных на катарсисе: наркоанализ, гештальт-терапия, терапия первичного крика, биоэнергетический анализ и др. общим для этих видов психотерапии было допущение, что эмоции «скапливаются» в резервуаре, как пар в котле, если не находят выражения. Это порождает внутреннее давление, или напряжение, которое приводит к нарушению функционирования психики. Чтобы вновь обрести состояние благополучия, пациент должен освободить («катартировать») хранилище путем выражения эмоций, там находящихся. Эта теория иногда называется «гидравлической моделью» (Bohart 1980). Она восходит к «экономическому» воззрению Фрейда на психику как на резервуар энергий, который нуждается в периодической разрядке.

Как и любое выражение чувств в состоянии аффекта, катарсис возникает невольно и спонтанно – «экспромтом». Слово «эмоция» здесь принимает свой буквальный смысл – происходящий от латинского «e-movere» (движение вовне). Но катарсис отличается от других аффективных выражений чувств своей интенсивностью, «сыростью» и примитивностью, а также пространственно-временном искажением, при котором «здесь и теперь» воспринимается как «там и тогда». Например, плач как реакция на недавнюю потерю – это нормальная реакция, но взрыв слез после долгого периода сдерживания горя можно рассматривать как катарсис.

Катарсис различается у разных людей как качественно, так и количественно. Интенсивность высвобождения чувств очень относительна и должна оцениваться не объективно, а с позиции устройства мира переживаний конкретного человека.

Одно из твердо установленных правил в психодраме гласит, что достижение протагонистом катарсиса – это главный лечебный фактор терапевтического воздействия. Таким образом, катарсис поощряется. Независимо от того, когда он случается – его часто рассматривают как вершину, или кульминацию, сессии, и после считают единственным, самым значительным событием в психодраме. Из чего можно сделать вывод, что роль катарсиса в изменении личности, с точки зрения психодрамы сильно преувеличено. Несомненно, освобождение эмоций является центром психодраматического процесса, но только в комбинации с другими факторами. Катарсис может «оформить сцену» для процесса изменения путем ослабления фиксированных позиций, но рано или поздно нужно будет работать с конфликтами, лежащими за этими фиксациями – либо путем взаимодействия с окружающим миром, либо разбираясь в собственных чувствах человека.

Специфическая функция катарсиса в психодраме состоит в том, чтобы облегчить самовыражение и усилить спонтанностью самовыражение – это нечто большее, чем просто аффективное высвобождение, оно включает в себя и сообщения о восприятии внутреннего и внешнего мира, представлениях о себе и об объектах, о ценностях, защите, образах тела и так далее. Протагонистов побуждают к самовыражению любым удобным способом, в идеале – в атмосфере, свободной от неодобрения и противодействия.

Вторая фаза психодрамы включает в себя интеграцию высвобожденных чувств: то, что выражено, должно быть реинтегрировано, чтобы не «улететь, как дым» (Келлерман с.102). Такая интеграция может включать в себя восстановление порядка во внутреннем эмоциональном хаосе, обучение новым адаптационным стратегиям, проработку межличностных отношений или превращение неясных чувств в определенные. При этом очень важно, чтобы у протагониста было осознание своих чувств, мыслей и действий. Связь между аффективным и сознательным необходима протагонисту, чтобы интегрировать сессию, даже если он не может интегрировать все полностью при окончании сессии.

8. ИНСАЙТ-В-ДЕЙСТВИИ.

Эмоциональное высвобождение было бы неэффективным, если бы не сопровождалось работой разума, обращением к рациональности и не завершалось когнитивным инсайтом.

Инсайт традиционно считался важным фактором, вызывающим излечение. Психоанализ и практически все психодинамически ориентированные виды психотерапии использовали самоосознание как центральный аспект процесса лечения. Не зависимо от того, каким термином оно обозначается, самоактуализацией, превращением бессознательного в сознательное, просветлением, озарением или инсайтом, большинство психотерапий, включая и некоторые когнитивно-поведенческие подходы, сходятся на том, что он дает пациентам понимание себя, своих трудностей и того, как они возникают и что в этой ситуации можно изменить.

Самопонимание, однако, не дает автоматического терапевтического эффекта. В целях проведения успешной терапии необходимо, чтобы процесс самопознания был скорее эмоциональным, чем интеллектуальным, и сопровождался значимым обучающим опытом. Пациенты должны не просто увидеть в прошлом причину своих страданий, но и ощутить значение своих чувств и действий в настоящем. Цель реконструктивной терапии состоит не в том, чтобы достичь интеллектуального прозрения, которое в большинстве случаев является механизмом защиты, а в том, чтобы достичь прозрения эмоционального, то есть возможности «войти в контакт со своим бессознательным» на физической и эмоциональной основе.

Чтобы подчеркнуть, что процесс самопонимания в психодраме движется действием, а не вербальной интерпретацией, Морено назвал его «инсайтом-в-действии».

Инсайт-в-действии достигается в результате работы различных видов обучения действием. Его можно определить как интеграцию эмоционального, когнитивного, поведенческого, межличностного и воображаемого обучающего опыта. Инсайта в действии нельзя достичь посредством интроспективного анализа, лежа на кушетке. Интроспективный анализ может служить важным аспектом многих видов терапии, но для достижения инсайта-в-действии в психодраматическом процессе он не нужен.

Разные люди по-разному переживают инсайт-в-действии. Он может проявиться как внезапная вспышка озарения, или как постепенно, в течение долгого времени разворачивающаяся последовательность открытий. Невозможно, тем не менее, определить, с кем «это» случилось, а с кем – нет. Скорее, его нужно рассматривать как процесс, во время которого человек становится все более и более понимающим и осознающим впечатления всей своей жизни.

Инсайт-в-действии близок к катарсису, его можно рассматривать как некий способ высвобождения идеи из области подсознательного. Катарсис, пережитый в полном сознании, облегчит воспоминание-переживание, которое ведет к инсайту-в-действии.

Шаги достижения инсайта-в-действии напоминают процесс творческого решения проблемы. Такой процесс обычно включает в себя четыре стадии:

Подготовку,

Созревание

Озарение

Проверку.

На первой стадии драматизируется ситуация, содержащая проблему и представляющая фактическую сторону событий. На второй стадии проблемная ситуация исследуется и фрустрация находит свое выражение. Спонтанные бессознательные процессы доминируют и создают неожиданные связи. На третьей стадии возникают новые инсайты, и находится решение проблемы. В заключительной стадии инсайт проверяется в реальной ситуации, возможно, при помощи действия.

Инсайт-в-действии происходит тогда, когда протагонист понимает, где находятся корни конфликта, и восстанавливает воспоминание о подавленном переживании. Инсайт и катарсис должны работать вместе: протагонист обязан понимать свои чувства и чувствовать то, что понимает.

9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Большинство практиков оценивают отношения, развивающиеся между членами группы и между терапевтом и пациентом, как потенциально важную целительную силу в психодраме. Эта точка зрения совпадает с данной Морено характеристикой психодрамы как «межличностной терапии» и как «приглашения к общению, общению двоих лицом к лицу» (1914).

Когда возникает необходимость дать рациональное объяснение своей работе, терапевты, концентрирующиеся на межличностных отношениях, используемых для усиления терапевтических эффектов психодрамы, оценивают свою практику с помощью социальной психологии, межличностной психологии, теории объектных отношений или трансактного анализа. Согласно Шектеру (1973), человеческие взаимоотношения возникают в результате «социальной стимуляции и взаимодействия, часто игрового и необязательно понижающего напряжение» теория развития личности, предложенная Морено в 1953г., имеет сходство с этими формулировками, поскольку тоже находит существенным для развития внутреннего мира взаимоотношения личности и окружения. Морено утверждал, что личность ребенка развивается из взаимоотношений с родителями и другими важными для него людьми, с которыми у него имеется тесный контакт. Поэтому невозможно полностью понять клиента, не беря в рассмотрение его «социальный атом».