Смекни!
smekni.com

Нейропсихологические основы телесного бытия человека (стр. 3 из 4)

Соматотонику присущи: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам и приключениям, энергичность, потребность в в доминировании, движении, стремление к власти, любовь к риску, игре случая, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, психологическая нечувствительность, боязнь замкнутого пространства, отсутствие сострадания, жалости и такта, безразличие к боли, соответствие внешнего вида более пожилому возрасту. Объективное и широкое мышление, направленное вовне (экстравертивного типа), настойчивость, тяга к действию в тяжелую минуту, ориентация на юношеские цели и занятия. Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя. Ряд криминологов указывают на склонность соматотоников к совершению насильственных преступлений.

Церебротоник наделен такими качествами: концентрированное, скрытое и субъективное мышление; интеллектуализированные потребности (книги), непредсказуемость и нестандартность, повышенная скорость реакций, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность; скрытность чувств, эмоциональная сдержанность; страх перед социальными контактами; застенчивость; склонность к одиночеству, уединению. Трудность приобретения новых привычек; боязнь открытого пространства; неумение предвидеть отношение к себе других людей; хроническая усталость; юношеская живость манер и внешнего облика; сдержанность манер и движений, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность, устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов, потребность в уединении в тяжелую минуту. Ряд криминологов указывают на склонность церебротоников к совершению неосторожных преступлений.

Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и их попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности. Критики указывают на неправомерность попыток вместить многообразие систем интеграции свойств человеческого организма в жесткую схему нескольких вариантов.

Но нельзя и отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать в качестве органических предпосылок, опосредованно влияющих на становление психических особенностей. Их реальное влияние проявляется в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Не конституция сама по себе определяет особенности поведения и характера человека, а оценка телесных свойств окружающими (а в большей степени - самовосприятие их индивидом). В психиатрии описан "синдром дисморфофобии", или "дисморфомании", проявляющийся в опасении или страстной убежденности наличия у себя физического недостатка, неприятного ддя других. Данный синдром свойствен преимущественно подростковому возрасту - более 80% случаев падает на период полового созревания. Значение этих недостатков часто чрезвычайно преувеличивается. В других случаях эти дефекты целиком являются воображаемыми.

Большой интерес вызывает и вопрос о влиянии половой дифференциации на психику. Об этом написано множество книг, одна из которых "Пол и характер" О.Вейнингера, недавно переизданная у нас в стране, остается бестселлером уже почти 90 лет. Наличие существенных (некоторые даже говорят - принципиальных) психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. И рассуждать об этом можно сколь угодно.

Критический анализ достоверных данных на этот счет (проф. Кон И.С.) позволяет считать доказанным весьма немногое: девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются математическими и визуально-пространственными способностями.

Действительно, обнаружены некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую "интуицию". Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать большей относительной активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, то есть оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и психически больные или совершенно никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины отличаются филогенетической ригидностью и онтогенетической пластичностью, то есть легко приспосабливаясь на индивидуальном уровне к внешнему миру, они в то же время более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминированно.

Специфика мужской психики обусловлена ее филогенетической пластичностью при онтологенетической ригидности. Это предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей.

Самым очевидным образом связь органического и психического обнаруживают неизбежные для каждого из нас процессы физиологического старения. Изменения при этом происходят хотя и медленно, мало заметно, но неуклонно. Аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную педантичность, бережливость в скупость, твердость в тупое упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, утрачиваются связи с внешним миром и аффективная отзывчивость, взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут эгоцентризм, черствость, подозрительность, недоверчивость, злобность и бестактность, то есть все то, что психиатры называют сенильными чертами, признаками необратимого регресса личности.

4. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека

Термин "темперамент" в переводе с латинского языка означает "надлежащее соотношение частей". В Древней Греции предполагали, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма - крови, желчи, лимфы и флегмы. Преобладание в организме одной из этих жидкостей определяет у человека тип темперамента. Соответственно было выделено четыре типа темперамента - сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Темперамент определял различия людей в поведении прежде всего в динамических аспектах. Из античности идут характеристики каждого из типов темперамента, которые сохраняют свое значение в психологии обыденной жизни, в житейской психологии до сих пор.

Вместе с тем выделение четырех основных типов темперамента способствовало возникновению идей о возможности типизации поведенческих характеристик людей.

Поворотный пункт в изучении темперамента произошел в начале 30-х годов XX в. благодаря работам академика И. П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы, а точнее - основные свойства нервной системы. Концепция основных свойств нервной системы И. П. Павлова исходит из положения о существовании у высокоорганизованной нервной системы ряда свойств (параметров, черт, "измерений"), характеризующих динамику протекания в ней нервных процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих свойств составляет нейрофизиологическую основу разнообразных психологических проявлений с их индивидуальными вариациями.

Достоинство данного подхода виделось его основателям в том, что в качестве отправного момента здесь брались не побочные и вторичные признаки биологической организации, а признаки ведущей системы человеческого организма - центральной нервной системы.

В работе И. П. Павлова и его учеников были выделены три основных свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения, их подвижность, т.е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенность между возбуждением и торможением. На основе учения о свойствах нервной системы И. П. Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности. Типология высшей нервной деятельности включала в себя четыре основных типа и совпадала с античной классификацией темпераментов. По сути дела, И. П. Павлов подвел научную, физиологическую базу под классические четыре типа темперамента. Согласно его подходу, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик - сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик - сильным, уравновешенным, но инертным типом высшей нервной деятельности; меланхолик - слабым типом высшей нервной деятельности.