Смекни!
smekni.com

Лекция по психологии (стр. 6 из 9)

Неврастенический тип – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность, переходы от кратких вспышек гнева к умиротворению, раскаянию и слезам. Сензитивный тип – пугливость, замкнутость, застенчивость, чувство неполноценности. Демонстративный тип – эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения.

Особо волновал людей всегда вопрос о проявлении черт характера во внешности людей. Уже Аристотель и Платон выдвинули идею диагностики характера человека по сходству его внешнего вида с каким либо животным Человеку, похожему на к-л животное приписывались черты этого животного.

В XVIII веке некий И.К. Лафатер написал труд “Физиогномика”, в котором доказывал, что человеческая голова есть зеркало души и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики есть основной путь познания характера. Его выводы основывались на собственных соображениях по поводу портрету знаменитых личностей (среди которых было немало мифических типа библейских пророков). Идеи Лафатера не оправдались в его собственном опыте. Так его физиогномика не помогла ему распознать характер случайного попутчика, который его убил, во время беседы. Но знамя Лафатера подхватил Франц Галль, разработавший целую “научную систему” - френологию (от слова “френ” - “ум”). Он считал, что все свойства характера имеют строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень выраженности этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих участков мозга. Выпуклости и впадины мозга зеркально отражаются на строении черепа, и т.о. по характеру черепа можно судить о характере человека: “Бедный Йорик” - как сказал Гамлет. Галль составил социальные френологические карты, где разместил качества характера по различным шишками впадинам черепа и мозга.

Ч. Дарвин выдвинул мысль о связи индивидуального характера с определенными частым повторением выражениями лица. Однако, к огорчению всех физиогномистов и френологов, следует признать, что, хотя, конечно, характер личности проявляется во внешнем виде ее, но не настолько ясно, устойчиво и однозначно, чтобы была возможна научная систематическая диагностика подобного рода: по внешности определять характер. Хотя иногда отдельные, частичные достижения в этой области возможны.

Важнейшим элементом структуры личности является ее уникальное, индивидуальное сознание, в котором, кроме уникальных черт, конечно содержится определенное общее, общественное содержание, но индивидуально усвоенное, оформленное и выражаемое. Индивидуальность в случае с сознанием как и во всех других случаях не отрицает, а наоборот предполагает типичность его содержания. Сознание включает в себя два основных взаимосвязанных компонента – социальный опыт, усвоенный личностью в виде системы знаний (не только знаний о мире, людях и обществе, но и о способах деятельности) и совокупность психических процессов (интеллектуально-познавательных, эмоциональных, волевых) обеспечивающих сознательное поведение личности и вообще формирование самого сознания и его функционирование. Нет необходимости специально углубляться в анализ структуры и закономерностей сознания здесь, ибо это большой и специальный вопрос, тем более, что мы его рассматривали уже в первой лекции.

Высшим и, может быть, важнейшим элементом психической структуры личности является самосознание. Оно формируется на протяжении всего периода социализации личности и венчает процесс формирования личности. Самосознание личности психологи определяют как Я-образ – относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная , переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. По своей психологической структуре Я-образ является своеобразной психологической установкой личности по отношению к самому себе. Как установка он включает в себя три момента:

1. познавательный (представление о своих способностях, внешности, социальном статусе и т.п.)

2. эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие и т. п.)

3. поведенческий (волевой) – стремление быть понятым, завоевать социальное одобрение, повысить свой статус и т. п.

Поскольку самосознание включает в себя не только представление о себе, но и представление о своих отношениях к другим и определенное представление об отношении других ко мне (атрибутивная проекция), то я-образ оказывается сложной по своей структуре установкой.

Схема Я-образа

Я сам (Я о Я) Отношение к другим (Я и другие) Атрибутивная проекция (другие и Я)
Познавательный момент. Сумма представлений о себе. Знание о других Проекция представлений о себе в сознании других
Оценочный, самооценка Оценка других Ожидаемая от других оценка
Поведенческий Уровень притязаний Отношение к другим Ожидаемое отношение ко мне

Остановимся на отдельных элементах этой системы. Сумма представлений человека о себе неоднозначна. В образе Я, который мы рисуем для себя т.е. собственном психологическом автопортрете, легко обнаружить не одного, а нескольких Я. Это, во-первых, т.н. “реальное Я” или “переживаемое , сиюминутное Я” – представление личности о себе в конкретный момент переживаемой конкретной ситуации. И таких Я, сменяющихся друг за другом в жизни личности очень много. Второе Я – идеальное Я, т.е. образ субъекта каким он должен быть, чтобы соответствовать общественным ожиданиям и собственным устремлениям. Оно более устойчиво, хотя, конечно, идеализирует личность. Наконец, есть ещё и фантастическое Я – представление о себе каким бы я хотел бы быть, если бы это зависело только от моего желания. Все эти Я сложно взаимодействуя друг с другом играют основополагающую роль в структуре самосознания, ибо определяют характер остальных элементов самосознания. Что касается знания о других, ожидаемых оценок и ожидаемого отношения и проекции представлений о себе на других, то здесь действует принцип личностного уподобления. Например, оценивая других людей, или формируя представления о них, человек склонен судить по себе (ибо вначале у него вообще нет другой мерки). То же самое касается и представлений об отношении других ко мне. Как я к другим отношусь, так и другие кажется, должны относиться ко мне. Однако, с накоплением опыта жизни принцип личного уподобления может постепенно заменятся принципом противопоставления по типу пропозиции: я и они (я – хороший, они – плохие), или комбинаций принципов уподобления и противопоставления. От представления личности о себе зависит, в первую очередь ее самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей. Самооценка может быть трех типов: более или менее реальной, завышенной или заниженной. Реальная обеспечивает нормальное самочувствие личности и наиболее эффективное включение ее в систему общественных связей. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя и свое значение в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате, он как правило сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию, что может привести к утрате межличностных контактов и замыканию в себе.

Заниженная самооценка есть результат далеко не всегда осознаваемой проекции реального Я на идеальное Я. Заниженная самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности. Она есть своеобразное подавление, самоунижение, умаление (своеобразный крест на себе).

Самооценка личности связанна не только с представлением о себе, но и с ожидаемой оценкой, а так же реальной оценкой со стороны других, и наконец оценкой личностью группы. Каковы конкретные выражения конкретных взаимосвязей, легко может определить любой студент самостоятельно. Общая тенденция здесь – повышение самооценки с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Реальная оценка тем выше, чем выше оценка личностью других. (Можно составить сводную таблицу, где коррелированны эти показатели).

Психологи разработали много методик выяснения самооценки. Самая простая – расположение себя на градуированной шкале оценок:

Самый умный Самый красивый Самый счастливый
Самый глупый Самый уродливый Самый несчастный

Большинство людей располагают себя чуть выше середины, что говорит о потребности каждого в самоуважении. Самоуважение в ещё большей степени чем самооценка зависит от уровня притязаний личности – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую ставит индивид перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить, чтобы избежать неудачи. Собственно люди делятся по этому признаку на два типа: I. Одни стремятся избежать неудачи и поэтому при выборе задач разной трудности выбирают более легкие. II. Другие же стремятся к максимальному успеху и выбирают самые трудные задачи. Уровень притязаний зависит от успехов, достигаемых личностью. Эту связь выразил У. Джеймс в формуле самоуважения = успех