Смекни!
smekni.com

Алкогольные психозы (стр. 2 из 3)

Алкогольные галлюцинозы

Алкогольный галлюциноз представляет собой психоз с преобладанием слуховых вербальных галлюцинаций, наличием галлюцинаторного бреда и аффективных расстройств (преимущественно в форме тревоги). После делирия алкогольные галлюцинозы занимают второе место среди всех алкогольных психозов.

Острый алкогольный галлюциноз развивается на высоте запоя или при похмельном синдроме и характеризуется наличием слуховых вербальных галлюцинаций и связанным с их содержанием бредом преследования. Чаще больной слышит несколько «голосов» в форме их диалога между собой о больном, реже «голоса» обращаются к самому больному, иногда угрожают, оскорбляют. Бредовые идеи преследования связаны с содержанием галлюцинаций, несистематизированы, отрывочны. В настроении преобладает аффект тревоги. В начале галлюциноза имеет место двигательное возбуждение, постепенно сменяющееся заторможенностью. Симптомы заболевания усиливаются в вечернее и ночное время. Длительность острого галлюциноза от 2-3 дней до нескольких недель, редко до месяца.

Алкогольные бредовые психозы

Алкогольные бредовые психозы представляют собой психозы, основным проявлением которых является бредообразование.

Острый алкогольный параноид (алкогольный бред преследования) развивается на высоте запоя или на фоне похмельного синдрома, характеризуется наличием бреда, содержание которого, как правило, исчерпывается преследованием со стороны окружающих. В ряде случаев бред сопровождается необильными вербальными иллюзиями и галлюцинациями, отдельными делириозными симптомами (зрительными галлюцинациями), возникающими в вечернее и ночное время. В аффективной сфере – растерянность, тревога, страх. Поведение импульсивное (больной может внезапно броситься в бегство, иногда нападает на воображаемых врагов). Продолжительность психоза от нескольких дней до нескольких недель.

Затяжной алкогольный параноид развивается из острого. Исчезает иллюзорный компонент бреда, наступает некоторая его систематизация. Фон настроения тревожно-угнетенный, больной недоверчив, избегает контактов с предполагаемыми недоброжелателями. Алкогольные эксцессы обостряют бредовые переживания.

Алкогольный бред ревности (алкогольная паранойя) возникает почти исключительно у мужчин, как правило, после 40 лет, развивается постепенно. Больной начинает «замечать», что жена относится к нему невнимательно, с неприязнью, проявляет холодность в интимных отношениях, часто уходит из дома, постоянно задерживается. Подозрения о неверности вначале смутные, затем становятся постоянными. Больной начинает утверждать, что жена изменяла ему и раньше, до замужества, что дети родились не от него. Систематизация бреда может сопровождаться вербальными иллюзиями. Больной начинает следить за женой, может применить в отношении нее насильственные действия, довольно часто убийство. Агрессия в отношении мнимого соперника, даже персонифицированного, наблюдается редко. Алкогольный бред ревности принимает хроническое течение с периодическими обострениями.

Алкогольные энцефалопатии

Алкогольные энцефалопатии – вид алкогольных психозов, для которых характерно сочетание психических нарушений с системными неврологическими и соматическими расстройствами, нередко доминирующими в клинической картине заболевания. Алкогольные энцефалопатии развиваются при алкоголизме II–III стадии, чаще в весенние и первые летние месяцы. Условно выделяют острые и хронические формы алкогольных энцефалопатий, к острым относится энцефалопатия Гайе–Вернике, к хроническим – Корсаковский психоз и алкогольный псевдопаралич.

Энцефалопатия Гайе–Вернике является наиболее часто встречающейся формой алкогольных энцефалопатий, развивается постепенно с нарастающей астении, снижается и полностью исчезает аппетит, нарушается ночной сон, появляется головная боль, головокружение, вестибулярные нарушения, расстройства памяти, могут наблюдаться диарея и рвота. Возникающий психоз чаще представлен профессиональным или мусситирующим делирием, реже бредовыми расстройствами. Неврологические расстройства представлены гипертонусом мышц, гиперкинезами, кожной гиперестезией, полинейропатиями различных локализаций, на высоте заболевания появляется паралич глазодвигательных мышц, светобоязнь, нистагм. Вегетативные расстройства: нарушения сердечного ритма, лихорадка центрального генеза, недержание кала и мочи. Через несколько дней после появления первых симптомов заболевания развивается оглушение, переходящее в кому. Длительноcть заболевания 2–3 месяца, без лечения заболевание чаще всего заканчивается смертью.

Хронические энцефалопатии могут развиваться постепенно, а могут остро, как правило, после алкогольного делирия.

Корсаковский психоз проявляется нарушениями памяти: фиксационная амнезия, ретроградная амнезия, конфабуляции, псевдореминисценции. Неврологические нарушения представлены полинейропатиями. Речь и двигательные реакции обеднены. Заболевание длится месяцы, годы. При прекращении употребления алкоголя возможны улучшения.

Алкогольный псевдопаралич характеризуется развитием деменции с выраженными нарушениями памяти, потерей приобретенных знаний и навыков, нарушениями суждения, отсутствием осознания болезни и критики. Настроение беспечное, иногда отмечаются идеи величия. Заболевание длится годами.

Патологическое опьянение

Патологическое опьянение – острое кратковременно протекающее психотическое расстройство, возникающее при приеме алкоголя (как правило, небольших доз), представляющее собой форму сумеречного помрачения сознания, характеризующуюся внезапным возникновением искаженного, бредового восприятия обстановки в сочетании с аффектами страха, тревоги, гнева, ярости, с развитием резкого двигательного возбуждения, часто с агрессивными действиями в отношении окружающих.


Лечение алкоголизма

Строго говоря, алкоголизм не лечится. Все виды лечения сводятся к тому, чтобы помочь человеку полностью бросить пить. Но большинство алкоголиков не хотят бросать пить, а хотят стать умеренно пьющими, что невозможно.

Стационарное лечение в наркологических отделениях психиатрических больниц и в специализированных наркологических больницах особенно подходит тем лицам, кто пьет постоянно и не может остановиться. Можно не сомневаться, что в больнице пациента приведут в норму, и у него будет достаточно времени, чтобы спокойно поразмыслить о дальнейшей жизни.

Нужно иметь в виду, что условия пребывания в наркологических отделениях (количество больных в палате, питание, состояние туалета и т.д.) обычно не очень комфортны. Кроме того, можно столкнуться с проблемой отрицательных лидеров – многоопытных пациентов, нарушающих режим и разлагающих лечебную атмосферу. Например, они могут научить новичков приемам нейтрализации того или иного лечения или поделиться опытом использования “колес”. После подобной психологической обработки усилия врачей могут быть тщетными.

Для того чтобы попасть на стационарное лечение, нужно взять направление в районном наркологическом диспансере, что означает автоматическое попадание на учет, сняться с которого в дальнейшем будет не так просто.

При выборе того или иного платного учреждения надо быть уверенным, что качество медицинских услуг соответствует расходам. Но с помощью одних денег проблема не решается. Можно потратить огромную сумму на лечение родственника в дорогом стационаре, но если он не собирается бросать пить, вы окажетесь у разбитого корыта.

Не нужно считать, что амбулаторное лечение является второсортным в сравнении со стационарным. Мотивация пациента гораздо важнее места проведения лечения.

Сначала предстоит сделать выбор между бесплатным лечением в наркологическом диспансере и лечением в платных медицинских учреждениях или у частнопрактикующих врачей. Не стоит недооценивать наркологический диспансер, дескать, бесплатно – значит неэффективно. Многое зависит от того, удастся ли найти контакт с участковым наркологом. В настоящее время можно лечиться в наркологическом диспансере, не попадая на учет. Помимо врачей, во многих наркологических диспансерах работают медицинские психологи. Обычно это грамотные специалисты, с которыми можно поговорить по душам и получить помощь.

Выбирая платные услуги, стоит критически воспринимать рекламные трюки. Например, если обещают, что научат выпивать в меру, то, как бы это ни выглядело внешне соблазнительно, в действительности это невозможно. Если бы это было возможно, алкоголики на земле просто исчезли бы как класс. Лечение без ведома больного невозможно. Тайное подсыпание лекарств не только бессмысленно, но и опасно. Не стоит обольщаться также по поводу гарантий 100%-го результата.


Заключение

Проблема алкоголизма представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.